Он упражняет себя, готовясь к будущему делу, и физически. 17 лет он по очереди был «чернорабочим по работам, требующим силы: возил воду, таскал дрова, рубил дрова... был пахарем, плотником, перевозчиком и работником всяких здоровых промыслов». В 20 лет он тянет лямку с бурлаками под именем Никитушки Ломова.
Для чего это ему нужно? «Это нужно мне для того, чтобы хоть несколько чувствовать, насколько стеснена жизнь (простого народа) сравнительно с моей».
Рахметов ест только ту пищу, которую ест простой народ. «Не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись», - говорит он. Свободные деньги он употребит лучше с пользой для дела революции. У него есть стипендиаты в университетах Москвы и Петербурга. Он предлагает деньги на издание сочинений великому философу - материалисту XIX века Фейербаху, горячим сторонником и проповедникам идей которого был Чернышевский.
Свою спартанскую закалку Рахметов завершил тем, что спал на гвоздях, чтобы приучить себя, если понадобится, к пыткам... Сильная, несокрушимая личность!
Так же закалял он себя морально. Решив отдаться революции целиком, он сказал себе: «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине».
Вот разговор Рахметова с влюбленной в него молодой вдовой:
« - ... Вы видите, что такие люди, как я, не имеют права связывать чью - нибудь судьбу со своей.
- Да, это правда, - сказала она, вы не можете жениться. Но пока вам придется бросить меня, до тех пор любите меня.
- Нет, и этого я не могу принять, - оказал он. - Я должен подавить в себе любовь: любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, - уж связаны. Но я развяжу. Я не должен любить».
Для чего же нужен был Рахметову отказ от любви, от личного счастья?
Значит ли это, что он, молодой кипучий человек, сторонник материалиста Фейербаха, на самом деле просто мрачная личность, ибо не признает здоровых человеческих потребностей, хочет быть аскетом и проповедует аскетизм? Нет, он признает их, но сам хочет остаться аскетом.
« - Так нужно, - говорит Рахметов. - Мы требуем от людей полного наслаждения жизнью, мы должны своею жизнью свидетельствовать, что требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».
Цельная натура Рахметова, сила воли сказываются и в его умственных занятиях. Он образованный человек, по знаниям стоящий на уровне своего века. И этого он достиг упорным трудом. К умственным занятиям его толкнул Кирсанов. Здесь проявилась та восторженность, которая была свойственна Рахметову, если дело касалось того, что нужно революции. Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывая его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить...
« - С каких же книг мне начать читать?»
И Рахметов читал ночи напролет, пока не ознакомился с важнейшими книгами, необходимыми для революционной работы.
Читал он только капитальные сочинения, проходя мимо тех, в которых разжижается главное, что нужно для образованного человека и революционера.
Вообще «он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропало у него на развлечения, отдыха ему не было нужно...
- У меня занятия разнообразны: перемена занятия есть отдых».
Эти рахметовские черты: упорный труд над самообразованием, культурность, уменье благотворно распорядиться своим временем - заслуживают всяческого нашего подражания.
Приготовив себя, Рахметов занялся подготовкой революции. Чернышевский не мог подробно описать революционную работу Рахметова. Он делает только намеки, но и без них ясно, чем занимался Рахметов, посещая деревни. Он агитатор, организатор крестьянской революции. Ведь и сам Чернышевский в литературной борьбе, кипевшей вокруг реформ 1861 года, был единственным писателем, представлявшим интересы угнетенной крестьянской массы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.