Ивановская ткачиха - пулеметчица. Анка! Она возникла перед нами в кинокартине «Чапаев» - героическая и простая девушка, нашей революции, сменившая спокойную жизнь на походы и атаки в уральских степях, а ткацкий станок - на верного «Максима».
Анка ехала та фронт с затаенной мечтой стать пулеметчицей. Ее первые слова к ординарцу Петьке были:
- А вы пулеметчик?
Помните, как пришлось ей отстаивать достоинство советской женщины и свое законное право на овладение пулеметом.
У разобранного пулемета «Максим» сидят Анка и Петька. Петька вертит в руках отдельные части пулемета и тоном заправского учителя дает объяснения:
- А это называется «щечки»...
Анка внимательно рассматривает деталь.
Петька, пользуясь случаем, обнимает ее за талию.
Анка удивленно обернулась и, резко оттолкнув «учителя», качнула головой.
- А это как называется? И она передразнила его:
- Затыльник... щечки... Эх, ты - «герой»! Первый вопрос, который задали, переступив порог военно - учебного пункта, молодые ткачихи «Трехгорки», был о прославленных фильмом «Чапаев» «щечках» пулемета.
- «Щечки», «щечки», - начальник пункта Акимов улыбнулся, - это тогда, в гражданскую войну так говорили. Сейчас задвижками прошу называть.
С этого разговора началось обучение девушек стрельбе из пулемета.
Грозный и знакомый по множеству кинокартин пулемет предстал перед прядильщицами и ткачихами во всей своей трудной и увлекательной будничности.
Сейчас, когда пулемет освоен, можно признаться: были трудные минуты, когда девушки путались в названиях частей, не могли сразу и безошибочно определить их взаимодействие в ручном пулемете Дегтярева.
Особенно трудно давался пулемет прядильщице Марусе Антоновой. Маруся первое время никак не могла запомнить, что «станковый пулемет состоит из тела - ставка и щита». Терялась Маруся перед пулеметом. С грустным чувством выписывала из учебника по военному делу, что «основную часть пулемета составляет ствол, который заключается в кожух. В кожух наливается вода для охлаждения ствола во время стрельбы. Ствол свободно может двигаться внутри кожуха». Она завидовала технику и слесарю - инструментальщице механического цеха комсомолке Зое Бульонковой и члену партии Лизе Латрыгиной, которым разборка и сборка пулеметов обеих систем давались сравнительно легко. Но Маруся добилась своего: постепенно она освоила пулемет, научилась разбирать и собирать «Дегтярева» и «Максима».
Начальник военно - учебного пункта тов. Акимов терпеливо учил девушек и часто любил повторять:
- Пулемет надо выучить, как выучивают азбуку, - это первое.
Но это еще не все.... Мало знать пулемет, его материальную часть, надо уметь владеть собой...
Люди, побывавшие на гражданской войне, стрелявшие из пулемета в боевой обстановке, рассказывают, что это совсем иное дело, чем, окажем, стрельба в тире, на стрельбище... От пулеметчика требуется колоссальная выдержка: нужно, вопреки острому желанию немедленно открыть огонь, уметь молчать до поры до времени, с тем, чтобы использовать убойную силу пулемета с предельной дистанции, быть может, во взаимодействии с другими пулеметами, с ружейным огнем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.