Допрос

В Катаев| опубликовано в номере №424, январь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы печатаем главу из новой повести Валентина Катаева «Сын полка». В ней рисуется судьба подростка Вани Солнцева, родители которого погибли во время Отечественной войны. Мальчика взяла на воспитание воинская часть и впоследствии определила в Суворовское училище. Находясь в воинской части, Ваня однажды незаметно последовал за разведчиками, отправившимися в тыл врага, но отстал от них и попал в руки немцев.

Через некоторое время за Ваней пришёл солдат и отвёл его в другой блиндаж на допрос. Блиндаж этот, над которым снаружи, между стволами сосен, висела растянутая маскировочная сеть, был просторный, тёплый и освещался электричеством. В углу мурлыкало радио. Посередине, за длинным сосновым столом, вбитым в пол, сидели рядом мужчина и женщина.

Мужчина был немецкий офицер в тесном френче с просторным отложным воротником чёрного бархата, обшитым серебряным басоном, что придавало ему погребальный вид. Лица немца Ваня не видел, так как оно было прикрыто рукой с тонким обручальным кольцом и грязными ногтями. Ваня видел только худую шею, красную, как у индюка, желтоватые волосы и сплющенное мясистое ухо.

Офицер имел вид человека, крайне утомлённого бессонницей и раздражённого слишком ярким светом. Его чёрная суконная фуражка с широкими, остро выгнутыми полями и большим лакированным козырьком в форме совка висела сзади на гвозде.

Эта фуражка, а в особенности это старое заплывшее ухо с волосами в середине произвели на мальчика гнетущее впечатление чего-то зловещего, неумолимого.

Что касается женщины, то Ваня не мог понять, кто она такая, хотя почему-то сразу назвал её про себя «учительница».

На ней была старая кротовая кофта с пучком матерчатых цветов на воротнике, вязаная, растянувшаяся на коленях юбка и серые резиновые сапоги. Белокурые волосы, круто завитые рожками, торчали над чересчур высоким и узким лбом, а на толстой переносице виднелся кораллово-красный след очков, которые она держала в руках и протирала кусочком замши. У неё были выпуклые жидко-голубые глаза с острыми зрачками.

Ваню поставили перед столом, и он тотчас увидел на столе свой компас и свой букварь, развёрнутый как раз на том месте, где он пытался нарисовать план местности с речкой, мостом и рощей, той самой рощей, где он теперь находился.

Женщина быстро надела очки - золотые очки с толстыми стёклами без оправы, - высморкалась в маленький кружевной платочек и сказала голосом учёного скворца:

- Подойди сюда, мальчик, и отвечай «а все мои вопросы. Ты меня понял? Я буду тебя опрашивать, а ты мне отвечать. Не так ли? Договорились?

Но Ваня плохо понимал, что ему говорят. В голове у него ещё гудело после драки с солдатами. В глазах было темновато. Скрученные за спиной руки набрякли и сильно болели в локтях.

- Мальчик, ты страдаешь? Ваня молчал.

- Развяжите паршивцу руки, - быстро сказала она по-немецки и прибавила по-русски с улыбкой, обнажив золотой зуб: - Развяжите ребёнку руки. Он обещает исправиться. Он больше не будет драться с нашими солдатами, и кусать их. Он погорячился. Не так ли, мальчик? Ване развязали руки, но он молчал, бросая вокруг исподлобья быстрые взгляды.

- А теперь, - сказала немка, продолжая кротко показывать золотой зуб, - а теперь, мальчик, подойди к нам поближе. Не бойся нас. Мы тебе ничего плохого не сделаем. Мы только тебя будем спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. Не так ли? Итак, скажи нам: кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?

Ваня угрюмо опустил глаза.

- Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогаю, - сказал он, всхлипывая, - я коня своего искал. Насилу нашёл. Целый день и целую ночь мотался. Заблудился. Сел отдыхать, а ваши солдаты стали меня бить. Какое право?

- Ну-ну, мальчик! Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг и тоже немножко погорячились. Не больше. Но мы хотим знать, кто ты такой, откуда, где твои родители - отец, матушка?

- Я сирота.

- О, бедный ребёнок, твои родители умерли, не так ли?

<текст утерян> мать схему нашего укреплённого района.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Круг чтения

Статья четвертая

Секрет друзей

Из романа «Возвращение»