Наркотиками мы называем очень разнообразные, одурманивающие человека вещества. Нет ни одного народа, который не знал бы наркотиков и не злоупотреблял бы ими. Если европейцы в большинстве своем потребляют вино, водку, пиво и табак, то китайцы, например, увлекаются курением опия; персы, индусы - курением гашиша; арабы, турки - табаком, малайцы - жеванием бетеля, индейцы - листьев кока; негры - листьев кола и т. д. Даже народы севера, угрюмая природа которого, казалось бы, ничего не может произвести подходящего в этом отношении, используют для самоодурманивания... настойку мухомора.
Интересно, что не только люди, но и животные часто обнаруживают большую склонность к наркотикам. Например, медведи и ежи при возможности очень легко приучаются к водке и вину. Лошади также чрезвычайно легко приучаются к употреблению спиртных напитков (допинг). У муравьев замечено своеобразное пьянство и т. д.
Среди наркотиков важнейшими являются табак и алкоголь в различных его видах (водки, вина, рома, коньяка, пива, наливок, ликеров; различных суррогатов - ханжи, самогона). Эфир, кокаин, опий и морфий распространены гораздо меньше. Спиртного люди выпивают целые озера! Понятие о международном потреблении алкоголя дает приведенная выше диаграмма, где все напитки переведены на чистый спирт.
Причины такого всеобщего и обильного употребления наркотиков чрезвычайно разнообразны. Меньше всего имеет значение при этом вкус наркотиков. Наоборот: все первые пробы всяких наркотиков обыкновенно ничего, кроме отвращения, не доставляют: и первая рюмка водки, и первая папироса по большей части сопровождаются обещаниями никогда их больше и в рот не брать.
Ведь что увлекает в наркотике? Влечет, главным образом, не вкус, а то ощущение легкости, свободы, бодрости и веселья, которые наступают после употребления наркотика. Влечет к себе одурманивание; при всяких тяжелых и неестественных условиях жизни это одурманивание и есть то самое «ценное», что дают наркотики.
Стакан водки - и счастлив... Как тут, порою, удержаться? А в одурманивании-то и есть вся беда...
Однообразие жизни, ее бесцветность и безрадостность на многих действует настолько угнетающе, что они готовы на что угодно, лишь бы оторваться от опостылевшей обстановки, опостылевших дум. Отсюда недалеко и до преступления из-за «мига забвения».
Но наркотики, к сожалению, притупляют не только эти ощущения. Они способны заглушить и чувство голода, и чувство холода, и даже боль, например, зубную. Правда, во многих случаях причиной развития алкоголизма молодежи является просто желание глуповатых подростков казаться заправскими «взрослыми парнями».
Но все эти причины, так сказать, личного, индивидуального характера, имеющие мало значения. Гораздо большее значение в злоупотреблении наркотиками все - таки принадлежит причинам характера социального, общественного.
Общественно-политический гнет, эксплуатация трудящихся, искусственно поддерживаемое невежество масс, невозможность активного участия в текущей общественной жизни страны всегда дают неиссякаемые кадры различных наркоманов. Нельзя притом упускать из виду и то, что все это спаивание, окуривание вдобавок ко всему еще и в высшей степени выгодно эксплуатирующим классам. Ведь и водка, и пиво, и опии являются настолько крупными источниками дохода, что ими не брезгуют ни благородные лорды, ни еще более благородные представители царствующих фамилий, как это мы видели хотя бы в Германии, где Гогенцоллерны были крупнейшими акционерами пивных предприятий. Конечно, навыки и привычки, приобретенные народом в столетия буржуазного гнета, не так-то легко исчезают. Даже при коренном изменении строя, как-то мы видим у нас, отрыжки их остаются еще долго, и бороться с ними не легко.
Все наркотики без исключения есть яды, и, главное, яды в высшей степени коварные и обманчивые. Возьмем, например, алкоголь. Вначале - такое приятное чувство теплоты, прилив бодрости и силы! Но что же на самом деле? А на самом деле как раз обратное... Как показывают самые беспристрастные свидетели – инструменты - чувство тепла происходит вовсе не от согревания тела, а только от расширения кровеносных сосудов кожи и от прилива туда крови. Но от этого кровь только скорее остынет, и своего запаса тепла телу уже становится недостаточно. Недаром пьяные и замерзают, ведь, гораздо легче трезвых! При измерении же силы - у выпившего она оказывается меньше, чем у него же до выпивки. Еще серьезнее, однако, последствия постоянного или, как говорится, хронического отравления спиртом.
Постепенно развивается потеря аппетита, появляются постоянные тошноты и рвоты (в особенности по утрам), боли под ложечкой, жажда, - словом то, что врачи называют катаром желудка. Желудок и кишки страдают первыми. В дальнейшем яды всасываются в кровь, разбавляются ею, и в таком виде продолжают свою разрушительную работу дальше. Заболевают печень, почки, сердце, кровеносные сосуды; поражается высшее, что есть в человеке - его головной мозг. Давно уже подмечена несдержанность, болтливость человека выпившего: «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Эта болтливость, этот прилив энергии есть просто - напросто временный паралич тех частей нашего мозга, которые носят название задерживающих центров и которые являются как бы постоянными наблюдателями, что «можно» сделать и чего «нельзя». Отсюда и буйство, и озорство, и хулиганство пьяного. Более тяжелые поражения мозга и нервов пьяниц выражаются уже в настоящих психических заболеваниях. О белой горячке, конечно, слышали очень многие.
Злоупотребление кокаином, морфием еще чаще приводит к душевным заболеваниям. Развиваются обманы чувств и, как следствие их, - бред преследования, сопровождаемый буйством с драками, убийствами и - самоубийствами.
Гораздо большее значение имеет однако социальный вред, приносимый наркотиками. В самом деле, сколько земли, сколько рабочих рук занято добыванием этих ядов и отвлечено тем самым от работ гораздо более полезных! Сколько лечебных заведений заняты исправлением прямого или косвенного вреда, наносимого наркотиками! Для душевных заболеваний мы имеем следующую табличку:
На каждую тысячу больных, заболевших от алкоголизма, было:
(Понижение зависело от запрещения продажи спиртных напитков в связи с войной).
А затем, насколько сокращается продолжительность жизни в зависимости от более частых заболеваний наркоманов? Сколько страдает и гибнет их от несчастных случаев, которые так часто бывают именно с «выпившими», теряющими необходимое чувство осторожности? Сколько гибнет наркоманов от самоубийства? Вот яркая табличка д-ра Коровина.
Но самое страшное еще не это. Самое страшное то, что отравление наркотиками отзывается не только непосредственно на тех, кто их потребляет, но и на их потомстве!
В одном убежище для идиотов, слабоумных и эпилептиков во Франции на 2.554 челов. детей оказалось 41% детей алкоголиков и 12% зачатых во время опьянения.
Наконец, наркотики теснейшим образом связаны с преступностью. С одной стороны, злоупотребляющие ими страдают слабоволием, всякие сдержки у них пропадают. С другой - преступники, которые не были наркоманами, под влиянием окружающей преступной среды быстро превращаются в наркоманов. Опять-таки сухие цифры с их ужасающим бесстрастием говорят много больше длиннейших рассуждений.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ангорская повесть. Окончание. См. «Смена» №№ 18,19,20