«Сизифов труд», «муки Тантала», «Геркулесова сила», «хитрость Одиссея», «Верность Пенелопы», «мужество Антигоны» - кто не слыхал, кто не употреблял сам этих сравнений, уподоблений и образов? А между тем по - настоящему глубоко они могут прозвучать лишь в устах того, кто узнал Сизифа, Тантала, Геркулеса, Одиссея, Пенелопу, Антигону в творениях Гомера, Софокла, Еврипида, Виргилия, Овидия, где все эти герои древних мифов воплощены в образы, исполненные правды, силы и красоты.
«Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон...» - так начинает Пушкин одно из своих замечательных стихотворений, в котором выражает заветные мысли о призвании поэта. Но что поймёт в этой задушевной исповеди великого русского поэта тот, кто не знает, как знал это Пушкин, что это была за «священная жертва», кому и кем она приносилась в древней Элладе?
Поэт - декабрист В. К. Кюхельбекер, томясь в ссылке в Сибири, писал:
«Блажен, кто пал, как юноша Ахилл,
Прекрасный, мощный, смелый,
величавый,
В средине поприща побед и славы,
Исполненный несокрушимых сил».
Превосходное стихотворение друга Пушкина останется мертво для тех, кто не читал «Илиады».
«Умолкни, Муза мести и печали» - в горести и скорби восклицает Н. А. Некрасов, любимый поэт Чернышевского и Ленина; этой строкой - «Муза мести и печали» - мы часто определяем сущность всей поэзии Некрасова. Но что это за «Муза»? Зачем о ней вспомнил, говоря о своих реалистических стихах, любимый поэт демократической России?
Исчерпывающий ответ на это может получить лишь тот, кому знакомы древнегреческие и римские поэты.
Можно было бы без конца приводить подобные примеры. Каждый, кто включит древних поэтов, драматургов и философов в свой круг чтения, испытает то же, что испытал автор «Войны и мира», углубившись в чтение Гомера и Ксенофонта: он почувствует, что обрёл новый мир красоты и истины, и уже никогда не захочет с ним расстаться. Так Карл Маркс всю жизнь не расставался с Эсхилом, Софоклом, Еврипидом, звал их наизусть. Так Пушкин, чем зрелее становился его гений, тем ближе входил в область античной поэзии.
Литература древнеклассического мира - одно из лучших достояний общечеловеческого наследства. Это поистине величайший дар Прометея. И молодому советскому читателю нужно обогатиться этим щедрым даром.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.