Иногда Гультяеву доводилось вести по нескольку воздушных боёв в день. Бывало, что в одной схватке он сбивал по две вражеских машины. Как - то вечером посты воздушного наблюдения сообщили, что на наш аэродром идёт группа самолётов противника, состоящая из 15 «хейнкелей» и 12 «мессершмиттов». Наши истребители только что вернулись из полёта и стояли с пустыми баками. Наготове был лишь один самолёт Гультяева. И капитан мгновенно взмыл вверх.
Бой развернулся прямо над аэродромом, на глазах у товарищей. Гультяев снизу с ходу врезался в строй бомбардировщиков. Наметив жертву, он открыл огонь из всех пулемётов и пушки и с первой же атаки сбил «хейнкеля». В тот же момент на советского лётчика набросилось несколько «мессершмиттов». Искусно выйдя из - под обстрела, Гультяев набрал высоту, сверху атаковал своих противников и точным огнём сбил немецкий истребитель. Оба фашистских самолёта упали на краю аэродрома, на расстоянии 500 метров один от другого.
В другой раз, возглавляя четвёрку самолётов «Яковлев», Гультяев патрулировал в воздухе. В это время появилось 12 фашистских истребителей «Мессершмитт - 109». Советские лётчики первыми заметили врага и, пользуясь преимуществом в высоте, ринулись на немцев. Наши пилоты сразу же сбили двух фашистов.
Как и всякий опытный воин, Гультяев не стеснялся рассказывать и о тех случаях, когда ему приходилось терпеть поражения. Он считает, что воздушный бой - не игрушка, что всякая победа добывается с жертвами. Гультяев много побеждал, но иногда и сам терпел неудачу.
- Важно из всякой неудачи извлечь для себя урок, - говорит Гультяев.
Четыре наших самолёта вели над Сталинградом воздушный бой с десятью «мессершмиттами». Гультяев в течение нескольких минут сбил два неприятельских истребителя. Но во время последней атаки у него на хвосте «повис» немец и с расстояния в 70 метров открыл огонь. Снарядами были перебиты тросы управления, продырявлен радиатор. Лётчик хотел выброситься с парашютом, но оказалось, что осколком заклинило фонарь и выбраться из кабины невозможно.
Тогда он перевёл самолёт в крутое планирование, решив произвести посадку на неуправляемой машине. Внизу расстилался город. Прямо под самолётом тянулась узкая улица. Огромным напряжением сил выровняв машину, Гультяев пошёл на дерзкую посадку. Самолёт зацепил крыльями за телеграфные столбы; плоскости обломились, но фюзеляж продолжал по инерции нестись вперёд и плюхнул на мостовую. В результате удара мотор и кабина были совершенно разбиты. Лётчика выбросило в сторону. Но так как самолёт падал носом вперёд, то мотор и крепления фюзеляжа самортизировали удар и Гультяев отделался лёгкими ушибами.
Мы проговорили почти всю ночь. Я многое ещё узнал о Григории Гультяеве: что он родился в 1922 году, воюет с июня 1941 года, сделал 628 боевых вылетов, провёл 128 воздушных боёв и лично сбил 17 немецких самолётов. Ему присвоено звание Героя Советского Союза, он награждён орденами Ленина, Красного знамени. Отечественной войны первой степени, медалью «За оборону Сталинграда».
И передо мной встал замечательный облик молодого воина, опытного лётчика - истребителя, превосходно знающего самолёт, обладающего стальной волей, ясным и точным расчётом, отточенной техникой пилотирования, реакцией сокола и ударом орла.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.