Здесь ты вырос. В этом доме впервые увидел ты женщину, мягкой рукой гладящую тебя по волосам, и узнал: это мать.
Возле дома шумел сад. Солнечные лучи пробивались сквозь листву невысоких деревьев. Лучи были ласковыми, как материнские руки.
Это была родина. Когда говоришь «родина», в сознании возникает прикосновение теплой руки. Слова «мать», «родина» неотделимы друг от друга.
Ты учился в школе. На языке, родном твоем языке, прекраснейшем из всех языков, читал ты книги, в которых объяснилось многое, которые учили и любить и ненавидеть. Книги рассказали тебе, что любовь, таящаяся в твоем сердце, осмысленна и священна. Тебе есть за что любить твою мать. Тебе есть за что любить родину. Твоя родина достойна огромной и всепоглощающей любви.
Она вырастила тебя смелым и свободным. Выучила ценить человеческое достоинство и ничего не бояться. Воспитала в тебе уважение к тому, что любовно создано человеком.
Ты любишь землю, взлелеянную свободными людьми. Любишь дом, построенный руками свободных людей. Любишь своих друзей, товарищей, близких.
Землю твою хотят закабалить. Дом разрушить. Людей превратить в рабочий скот.
Дикие, жестокие существа, не знающие, что такое свобода, озверелые гитлеровские варвары пытаются уничтожить богатства твоей родины. Юноша! Они хотят растерзать тело твоей матери, как они убили тысячи матерей. Девушка! Младших твоих сестер и братьев они хотят растоптать, ослепить, замучить.
Помешай их черному делу! Прегради им путь! Ты дитя свободной и могучей страны!
Настало время, когда миллионы юношей и девушек, совсем молодых еще юношей и девушек, могут доказать родине свою любовь.
И они доказывают это на полях сражении, на фабриках, заводах, в партизанских отрядах. Даже самые маленькие и слабые становятся грозными мстителями.
Партизанские отряды - отряды народных мстителей - растут с каждым днем.
Сожжено село. В пепел обращены дома, почернели листья на деревьях. Село как бы вымерло, и враг входит в него - наглый и торжествующий. Но он торжествует недолго.
Не вымерло село: в густых лесах, окружающих его, притаились мстители. Они слышат и наблюдают.
Враг не видит никого, но спокойствие его отравлено. На каждом шагу ощущает он невидимое присутствие тайных мстителей.
Нужно перейти мост - и вдруг невидимая сила поднимает этот мост на воздух. Связь не работает, и ее никак нельзя восстановить: провода упорно перерезает чья - то неуловимая рука. Кто - то нападает на обозы, уничтожая боеприпасы и продовольствие. Вещи оборачиваются против захватчиков. И дети, маленькие дети, наблюдают за каждым шагом врагов, чтобы передать о нем своим старшим братьям.
Всевидящие глаза следят за врагом. Страшная сила - война народная. Недаром таким ужасом дышат записи одного немецкого офицера (вскоре убитого партизанской пулей):
«В мрачную пустыню вступили мы на танках.
Кругом ни одного человека, но всюду и везде - в лесах и болотах - носятся тени мстителей. Это партизаны. Неожиданно, точно вырастая из - под земли, они нападают на нас, рубят, режут и исчезают, как дьяволы, проваливаясь в преисподнюю. Мстители преследуют нас на каждом шагу, и нет спасения.
Проклятие! Никогда и нигде на войне мне не приходилось переживать ничего подобного. С призраками лесов я не могу воевать...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.