Штык - молодец

опубликовано в номере №365-366, август 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Штык - любимое оружие русских воинов, Можно привести много примеров, когда русский штыковой удар решал исход крупных сражений.

Трудно сказать, кто и когда изобрел это смертоносное холодное оружие, но можно проследить путь его зарождения.

До XVII века армейские ружья не имели штыков. Заряжалось ружье с дула. Отнимало это много времени, да и пехотинец в этот момент был безоружным. Поэтому одна половина пехотной части вооружалась обычно ружьями, другая - пиками. Пока заряжались ружья, действовали пики.

В конце XVII века французский маршал Вобан при осаде города Байоны вооружил всю свою пехоту ружьями. Каждому стрелку он выдал особый нож с круглой деревянной рукояткой, которую можно было в момент рукопашного боя вставлять в дуло ружья. Такие ножи получила название байонетов, или багинетов, по имени города Байоны. Их и можно считать предками штыка.

Но байонеты еще не разрешали вопроса, так как вставленные в дуло ружья, они исключала возможность стрельбы.

Уже в последующие годы (1670 - 1700) военная практика подсказала, что куда удобнее прикреплять штык к винтовке при помощи специальной трубки, которая надевается на ствол ружья. Это позволяло пехотинцу стрелять с примкнутым штыком. В руках пехотинца удалось соединить и холодное и огнестрельное оружие, что, естественно, вызвало переворот в тактике пехоты.

В русской армии штык был введен при Петре I. Особенно хорошо овладели штыком русская армии при Суворове.

Несмотря на то, что техника войны далеко шагнула вперед, штык в руках советских воинов остается грозным оружием в борьбе с немецкими оккупантами.

На двести лет раньше

В 1308 году испанцу первые из европейских народов применили артиллерию. С помощью пушек они завоевали Гибралтар.

Пушки того времени были крайне несовершенны. Судя по старинным летописям, они стреляли каменными. ядрами всего на «полтора перестрела», то есть, надо полагать, на 200 - 250 метров.

Основной недостаток орудий заключался в том, что их приходилось заряжать с дула. На это тратилось много усилий а, главное, времени. Пока пушкари или дуло, закладывали заряд, затем снаряд, орудие бездействовало. Надо было усовершенствовать процесс заряжания. Триста лет бились над разрешением этого вопроса литейщики пушек всех стран мира и не смогли найти удачного решения.

Идея заряжания орудий «с казны», а также мысль об устройстве нарезных орудий впервые появились и были осуществлены в России.

В 1615 году неизвестным русским мастером была построена бронзовая пищаль, имевшая клиновый затвор - предшественник затворов, принятых теперь в артиллерии всех армий мира. Эта пищаль, сохранившаяся и поныне, имеет на стенках канала ствола 10 спиральных нарезов и заряжается с казенной части.

В Западной Европе подобное орудие с нарезами изготовили только к концу XVII века. Что же касается клинового затвора, то он в Европе появился значительно позже. Массовое же применение нарезные орудия и клиновые затворы получили только в XIX веке.

Любопытно отметить, что родоначальником клинового затвора считал себя пресловутый германский «пушечный король» - Фридрих Крупп. Об этом он много говорил и еще больше писал.

Но в 80-х годах прошлого столетия Крупп посетил артиллерийский музей в Петербурге и увидел там старинную русскую пищаль с клиновым затвором. «Пушечный король» был поражен тем, что безвестный русский мастер опередил немцев на целых 200 лет!

Первая торпеда, взорвавшая корабль

Торпеду изобрели в Австрии в 1860 году. Но применить ее там не сумели. Ровно через 17 лет англичане впервые попытались использовать торпеду в бою. Английский крейсер выпустил торпеду по вражескому кораблю, но промахнулся.

Честь первого успешного применения торпед принадлежит русским морякам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены