Этот высокий, худой, похожий на Дон-Кихота человек в роговых очках пользуется заслуженным уважением на Черноморском флоте. Он завоевал это уважение страстным, глубоко принципиальным отношением к своему искусству и тем, что всегда был верен воинскому долгу художника-бойца.
Еще в первые дни отечественной войны, когда мне поручили вести сатирический отдел флотской газеты, я мечтал о Сойфертисе - остром и умном карикатуристе. Сойфертис приехал, но не сразу удалось ему найти себя в массовой фронтовой газете. Сойфертис пошел по пути наибольшего сопротивления, никогда и ни в чем не отрекаясь от своих приемов, от своей условной и тонкой манеры письма, от своего видения мира.
Сойфертис «оморячивался» и включался в работу газеты, не прибедняясь и не подменяя своеобразное привычным, увиденное заимствованным, конкретное абстрактным, - и Сойфертис победил, как всегда побеждают принципиальность и верность своему призванию.
У Сойфертиса была одна задача - бить врага карандашом художника, бить метко, бить со всей силой своего творческого темперамента, никогда не поднимая полых гирь и не замахиваясь впустую.
Целеустремленность художника сказывалась и в его отношении к войне, к ее опасностям и тревогам. Сойфертис всегда вел себя мужественно, и я часто завидовал его равнодушию к дыму и грохоту боя. Но никогда Сойфертис не шел в огонь, на передовую линию или на особенно яростно обстреливаемый участок «просто так», чтобы, как это делали многие другие, «героев посмотреть и себя показать» Сойфертис отправлялся в горячие места только с определенным творческим заданием, которое он разрабатывал и выполнял с огромным упорством трудолюбием и великолепной требовательностью к себе. Поэтому так продуманны, взаимосвязаны и выразительны его севастопольские и одесские пейзажи, эскизы и портреты. Как живой штрих бессмертной обороны Севастополя в мое сознание вошел «бытовой» рисунок Сойфертиса - краснофлотец, увешанный гранатами, стоящий на двух подножках для чистки обуви, опершись об афишную тумбу. Боец торопится, и его походные башмаки надраивают два маленьких чистильщика.
Карикатуры Сойфертиса, напечатанные в «Рынде» (так называется сатирический отдел газеты «Красный черноморец»), стоят в ряду лучших сатирических вещей, появившихся в период отечественной войны. Карикатуры Сойфертиса остры и лаконичны, они почти не требуют подписи; часто одно слово раскрывает весь их подтекст: Гитлер в больничном халате «выслушивает» долговязый скелет, подпись: «Годен!»; голодная семья сидит у пустого стола, Геббельс бежит с радио-тарелкой и салфеткой в руке, подпись: «Кушать подано!» Такими вещами богаты альбомы Сойфертиса.
Немало талантливых рисунков Сойфертиса было использовано для листовок, сброшенных в стан врага. Понимание психологии гонимого на смерть немецкого, румынского, итальянского солдата, уменье высмеять фашистских воротил так» чтобы смех этот был заразителен и для гитлеровских солдат, которым запрещено думать, лаконичность и снова лаконичность - вот в чем сила листовок, к которым приложил свою руку Сойфертис.
Художник сражается карандашом, пером, кистью и в этом видит свой БОННСКИЙ долг, свое боевое призвание. Такое понимание своей роли помогло Сойфертису создать альбомы, которые заняли почетное место в арсенале боевых средств Черноморского флота и войдут в число лучших произведений изобразительного искусства отечественной войны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.