Когда я впервые пришла на занятия, командир роты снайперов товарищ Сергеев сказал:
- Вот видите, сколько девушек. Они пришли к нам добровольно. С ними вам и придется работать. Думайте, с чего начинать. В каждом взводе есть заместители политрука. Потолкуйте с ними. Это ваша опора.
Ровно в 5.30 вечера взводы разошлись на занятия. Командир роты тоже ушел. Я осталась одна. Что же делать политруку в часы, когда его бойцы занимаются? Мне казалось, что моя работа должна проходить в часы, свободные от занятий, и в перерывы. Потом я поняла, что это не так.
Девушки учились переползать по-пластунски. Первое, что бросилось в глаза - необычайная пестрота нарядов. Особенно выделялась одна. На ней было дорогое платье с кружевами, туфли на высоких каблуках и замысловатая прическа. Скоро она отошла в сторону, чтобы не ИЗМЯТЬ наряд.
Спрашиваю:
- Почему вы не в надлежащем костюме?
- У меня нет.
- А платье попроще можно найти?
- Конечно, товарищ политрук. Но что же я буду в старом являться на занятия?
И неожиданно сама собой пришла тема первой беседы: костюм девушки-бойца. Не скрою, многие были удивлены, почему политрук вдруг заговорил о прическах, о том, почему военному человеку нужна простая и удобная одежда, не стесняющая движений и т. д.
Дружеская беседа возымела свое действие. Когда дня через три я ехала в трамвае вместе с группой девушек на занятия, я услышала такой разговор. Девушка (наш боец) объясняла кому-то, что в брюках ходить удобно, что сейчас их, девушек обучают военному делу, и они должны носить подходящую для полевых занятий одежду, что ничего смешного в этом нет.
- Грустно, очень грустно, - заметила она с явным превосходством, - что вы такой несознательный!
Тут мы встретились взглядом, и она, немножко смутившись, добавила:
- Ну, право же, приходится объяснять азбучные истины!
Кто такой снайпер?
Рота, в которой я провожу политическую работу, состоит из молодых работниц и служащих. Здесь есть токаря и фрезеровщицы, чертежницы и секретари, шоферы и корректора. Все они обучаются сейчас одному делу - снайпингу. Профессия снайпера казалась многим недосягаемой. Другие же считали, что научишься без промаха бить в цель - и моментально станешь снайпером.
Когда к нам однажды прибыл генерал-майор Никольский на проверочные занятия, он задал одной девушке вопрос:
- Кто такой снайпер?
- Снайпер - это сверхметкий стрелок, - выпалила без передышки Кулакова и тут же запнулась.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.