Захар Артемьевич Сорокин не считал себя чемпионом, но он был хорошим физкультурником. Он любил тренироваться со штангой, хорошо плавал, играл в футбол, крутил «солнце» на турнике. Физкультурой занимался с увлечением, для себя, не стремясь к рекордам.
В 1937 году по специальному комсомольскому набору Сорокин стал курсантом Военно - морского училища имени Сталина и готовился быть морским лётчиком.
В военной школе он впервые регулярно занялся спортом и полюбил это дело ещё больше. Но рекордов он и здесь никаких не установил и грамот за победы на спортивных первенствах не получил.
Таких комсомольцев - физкультурников, как Сорокин, у нас в стране много.
Поэтому так поучителен случай с Сорокиным, происшедший уже в дни Отечественной войны.
Высоко в облака взвился на своём истребителе командир звена старший лейтенант Захар Сорокин. Как хорошо парить в облаках, чувствуя себя властелином воздуха!
Сорокин внимательно следил за небом. Вдруг на западе он увидел звено немецких «М - 110». Они летели по направлению к нашему аэродрому. Сорокин дал сигнал своим товарищам по звену Дмитрию Соколову и Николаю Толстикову атаковать врага. Сам Сорокин погнался за ведущим немецким самолётом. Тот камнем бросился вниз, уклоняясь от боя. Сорокин нырнул за ним.
Была многоярусная облачность. Гоняясь за немцем, Сорокин потерял своё звено и остался в небе один на один с «М - 110». Видно было, что немецкий самолёт ведёт опытный пилот. Он отлично владел своей машиной и изматывал силы Сорокина.
Когда Сорокину удалось наконец пристроиться к немцу в хвост, оказалось, что весь боевой запас уже расстрелян. Тогда он вплотную подошёл к вражескому самолёту и винтом ударил по хвостовому оперению. Это было над самой землёй.
Сорокин видел, как немецкий самолёт врезался в сопку. Но и у Сорокина не работал винт. Он выключил магнето, развернулся и, планируя, пошёл на посадку. Сел он удачно. Освободился от парашюта. Снял шлем. Не выходя из кабины, огляделся.
Кругом были припудренные снегом сопки, между ними - ледяная поверхность озёр.
Где он приземлился: на своей территории или на чужой? Где ближайшая база? Как туда добраться? Но раздумывать над этим долго не пришлось: сзади раздался выстрел. Один. Другой. Третий... Пули просвистели возле самой кабины. Сорокин круто обернулся. То, что он увидел, никак не входило в его расчёты.
От разломанного «М - 110», бесформенной кучей лежавшего в двухстах метрах за его спиной, крадучись, шли два немецких лётчика.
Не теряя ни секунды, Сорокин уже было достал пистолет, как вдруг над самым его ухом раздалось страшное рычание. Быстрым, как рывок на турнике, движением Сорокин задвинул крышку кабины. И как раз вовремя. Когти свирепого пса успели только царапнуть по стеклу...
Сорокин слышал, что немцы часто берут в боевые полёты специально дрессированных собак. Во время вынужденных посадок они служат немецким лётчикам проводниками, помогают им выбираться к населённым пунктам. Сейчас огромный бульдог, яростно лая и прыгая возле кабины, ждал своего пленника. Немцы, сообразив, что Сорокин попался, смело бросились вперёд.
Сорокин понимал: нельзя терять ни минуты. Поймав момент, когда пёс подпрыгнул к кабине, Сорокин резким движением открыл крышку и в упор выстрелил в бульдога. С диким воем собака покатилась по снегу. А Сорокин не мешкал. Не дав немцам сообразить, что произошло, он начал прицельный огонь. После третьего выстрела один из бегущих немцев упал. Другой побежал в сторону, к сопке. Сорокин продолжал стрельбу. Наконец свалился и второй немец.
Неужели победа? Надо хорошенько проверить. Сорокин перезарядил пистолет и осторожно выпрыгнул из самолёта. Ткнул ногой окровавленного, сдыхавшего пса и пошёл вперёд, не спуская глаз с лежавших на снегу немцев. Около убитого немца он остановился, нагнулся над ним. И вдруг тот, как ужаленный, вскочил с места. Тяжёлой рукояткой ножа, зажатого в руке, ударил Сорокина в зубы, остриём полоснул его по лицу. Обливаясь кровью, выплёвывай выбитые зубы, Сорокин напряг все свои силы, чтобы не потерять сознание. Он вцепился в немца, и они покатились по снегу в смертельной схватке. В безлюдном, пустынном месте, на заснеженном поле, шла борьба на смерть между немцем и русским.
Преимущество было как будто на стороне немца. Тяжёлая рана на лице, огромная потеря крови должны были, казалось, сломить силы Сорокина. Но Сорокин не сдал. Он дотянулся до горла немца, упёрся головой ему в живот и, собрав последние силы, задушил врага. Немец притих. Сорокин отскочил на несколько шагов. Выхватил пистолет и дрожащей рукой несколько раз выстрелил в упор.
Теперь он был спасён.
Бездыханными валялись на снегу бульдог и два немца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.