... Маленький приморский городок. Ласково плещутся у берега волны, в них отражаются лучи солнца. Красиво море в тихую погоду, но не менее красиво оно, когда становится бурным, грозным.
В течение многих веков город не раз менял свое лицо, но всегда в нем что - то оставалось от древней культуры. И сейчас еще в узких извилистых улицах окраин внимательный глаз увидят средневековые строения, остатки старинных башен и стен, которые там и здесь возвышаются среди современных жилищ.
Феодосия - курортный город. Тысячи людей съезжаются сюда, чтобы отдохнуть, полюбоваться морем, тысячи экскурсантов знакомятся с историческим прошлым города.
С Феодосией связаны жизнь и творчество знаменитого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского.
Айвазовский открыл в русском искусстве красоту моря. Величественная водная стихия вдохновила художника на создание замечательных полотен.
Айвазовский родился в 1817 году в бедной армянской семье, не имевшей возможности дать мальчику серьезное образование.
- Мне помог счастливый случай, - часто говаривал Айвазовский, вспоминая свое детство.
В феодосийской галерее имеется фотография с рисунка Айвазовского. На нем изображен маленький мальчик, рисующий угольком на стене фигуру огромного солдата в каске. В открытое окно с любопытством следят за юным рисовальщиком два старика, вдали виднеется полоска моря с корабликом.
Это Айвазовский изобразил себя ребенком за любимым занятием.
Говорят, что за таким занятием застал его однажды городской архитектор Кох. Он принял участие в судьбе юного художника. С его помощью Айвазовский уехал учиться в симферопольскую гимназию.
В 1833 году талантливый юноша поступил в Петербургскую академию художеств.
Вступив на поприще художника еще в 30 - х годах XIX столетия, Айвазовский отдал дань царившему в те годы в русском искусстве романтическому направлению, представителем которого являлся и непосредственный академический руководитель его - профессор пейзажного класса Академии художеств М. Воробьев. В произведениях молодого художника мы встречаемся с традициями романтически декоративного пейзажа. По - своему обогащая эти традиции, Айвазовский надолго сохраняет столь характерное для романтиков увлечение восточной и южной природой, интерес к изображению мотивов бури, различных эффектов освещения в природе и т. п.
В 30 - х годах в Россию приезжает французский маринист Таннер,театрализованные «Бури» которого восхищают столичное общество. Академическое руководство назначает Айвазовского как наиболее одаренного своего ученика в обучение к французскому живописцу. Работая у Таннера, Айвазовский как бы окончательно осознает свое призвание мариниста - живописца морских пейзажей. Но, усвоив технические приемы своего руководителя, он скоро перерастает его. И действительно, если мы сравним одну из картин Таннера - «Бурю», - находящуюся в Феодосийской галерее, с картиной совсем молодого в то время Айвазовского - «У маяка» (1837 год), - мы почувствуем новые черты, внесенные русским художником в романтический пейзаж.
Мрачная буря Таннера, хотя и мастерски написанная, кажется надуманной. В ней нет того живого чувства, которое согревает картину еще не опытного молодого художника.
Он тоже выбрал заброшенный романтический уголок маяка на Балтийском море, тоже показал облачное небо, отражение лунного света в воде, показал даже одинокого путника, вероятно, декламирующего у моря. Но, поэтизируя изображенный здесь мотив, Айвазовский все же в первую очередь исходил от непосредственного восприятия природы, писал искренно, правдиво.
Именно поиски простоты, правдивости направляют внимание художника к творчеству одного из прекрасных русских пейзажистов - Сильвестра Щедрина. Тщательно изучает Айвазовский произведения этого замечательного художника, которому суждено было всю свою недолгую жизнь посвятить изображению итальянских пейзажей.
В 1840 году Айвазовского, исключительно талантливого ученика Академии, посылают на четыре годэ в Италию, где ему удается побывать в местах, которые так прекрасно изображал Сильвестр Щедрин.
Поселившись в Сорренто, Айвазовский долго и упорно работает над воссозданием мотивов, которые увлекали в свое время Щедрина.
К удивлению художника, зрители холодно встречают эти его пейзажи с натуры и, напротив, восторженно отзываются о романтических закатах, написанных им по впечатлению.
Впоследствии, в старости, Айвазовский горько сетовал на то, что рано бросил натуру, но, так или иначе, после работ в Сорренто он стал писать исключительно по воспоминаниям. Прекрасная память, внутренняя романтическая напряженность, мастерство, которым вполне овладел Айвазовский, скоро сделали его имя известным в Италии. Им восхищались, ему подражали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.