Я счастлив,
что я
этой силы частица,
что общие
даже слезы из глаз.
Сильнее
и чище
нельзя причаститься
великому чувству
по имени -
класс!
(В. Маяковский)
Осенью 1924 года Маяковский читал в Красном зале МК РКП (б) свою поэму «Владимир Ильич Ленин». Поэма посвящалась Российской коммунистической партии. Слушали Маяковского члены Московской партийной организации.
В своей автобиографии Маяковский признавался: «Я очень боялся этой поэмы, так как легко было снизиться до простого политического пересказа». И он в стихах говорил: «Я боюсь этих строчек тыщи, как мальчишкой боишься фальши». Отношение аудитории успокоило поэта.
Высокую оценку первых слушателей подтвердил другой непогрешимый критик и редактор литературных произведений - время. Время вычеркнуло из нашей памяти сотни стихов - суррогатов. Время показало подлинность стихов Маяковского о Ленине.
Отвергнутые временем, псевдореволюционные стихи были в большинстве своем тем, чего боялся Маяковский: «простым политическим пересказом». Ловкие версификаторы начиняли газетные передовицы «образами», пытаясь перевести политический язык на язык, так сказать, поэтический.
Поэма Маяковского дошла до аудитории и дойдет до потомков именно потому, что поэма эта - не пересказ, но творческое воссоздание больших событий, прошедших сквозь сердце настоящего революционного поэта.
Поэма «Владимир Ильич Ленин» - образец подлинной политической лирики. Говоря об особенностях и свойствах этой поэмы, мы говорим об особенностях и свойствах настоящей политической поэзии, ничего общего с пересказом не имеющей.
Для Маяковского тема поэмы «Ленин» была насущной, лирической, неотделимой от всего творчества, подготовленной всем его творческим путем. Именно поэтому стихи Маяковского о Ленине выдержали испытание временем.
О Ленине надо было говорить, не прикрываясь словами - скорлупками. Прежде всего, следовало сказать, что вождь пролетариата при всем величии своем - человек. Человек из крови и плоти.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.