Тесен и мал был мир древних. Плоский круг Земли омывался по краям рекой Океаном, сверху его прикрывал хрустальный свод неба с укрепленными в нем точками - звездами. Каждое утро светлый бог Гелиос на четверке крылатых лошадей поднимался с восточного края неба и мчался по воздуху на блестящей золотой колеснице, освещая и согревая Землю. Совершив свой обычный путь, Гелиос скрывался на западе, и спящую Землю озаряла кроткая Селена - Луна...
Но уже в те времена были люди, не верившие, что мир так прост и узок. Гениальный математик Архимед (III век до нашей эры) считал вселенную шаром, радиус которого в 100 миллионов раз больше радиуса Земли, а земной радиус принимал равным, на наши меры, приблизительно 70 тысячам километров (в 11 раз больше истинной величины).
По выкладкам Архимеда, вселенная - шар с радиусом в 7 биллионов километров (биллион - миллион миллионов, 1012). Цифра гигантская по сравнению с примитивными представлениями мифов, но и она ничтожно мала. Действительные размеры вселенной бесконечно больше.
Для измерения огромных звездных расстояний астрономы пользуются световыми годами. Вселенная Архимеда имела бы радиус меньше одного светового года. В наши дни познаваемый мир расширился до размеров шара с радиусом в 150 миллионов световых лет.
Кто же перебросил мост через непостижимые бездны вселенной? Кто измерил расстояния до Луны, Солнца и звезд?
- Мы! - гордо отвечают на этот вопрос математики.
Первый прыжок в мировое пространство сделал тот безвестный математик, который измерил ширину реки, не переходя через нее, и определил высоту дерева, не взбираясь на его вершину. Впервые непосредственное измерение заменилось вычислением; в математике появился новый метод - тригонометрический. Он насчитывает больше двух тысяч лет существования.
Так же, как ширина реки, измеряется и расстояние до Луны. Из двух точек земной поверхности, А и В, два наблюдателя одновременно измеряют высоту Луны над горизонтом, т.е. определяют углы ОАВ и ОВА. Расстояние АВ известно.
Знающие тригонометрию легко решат треугольник ОАВ по стороне и двум прилежащим углам.
Представьте себе необычайное волнение астронома, впервые определившего расстояние от Земли до Луны, когда под его пером появилось число 385 тысяч километров. Он не верил своим глазам, он пересчитывал снова и снова, тщетно ища ошибки в своих выкладках. Пешеход, который шел бы, ни на минуту не останавливаясь, не отдыхая ни днем, ни ночью, со скоростью 6 километров в час, добрался бы до Луны через 7 лет!
Но еще больше было изумление ученых, когда они узнали, что до Солнца 150 миллионов километров, до Юпитера - больше 600 миллионов километров и до Сатурна - около 1300 миллионов километров. Старый, уютный маленький мир с его синим небосводом, так близко раскинутым над землей, вдруг вырос, стал огромной, неизмеримой бездной, посреди которой затерялась пылинка - Земля.
Математика - одна из древнейших наук, только медицина может сравниться с нею. Счет, число - неизменные спутники культуры с незапамятных времен. Древние египтяне четыре тысячи лет назад умели решать трудные задачи о площади трапеции, об объеме пирамиды и т. п. В это же время в Вавилоне жрецы-звездочеты измеряли путь многих небесных светил, а купцы производили расчеты на сложные проценты. Вавилоняне создали сохранившуюся до наших дней систему счета, в основе которой лежит дюжина, и разделили круг на 360 частей. Деление суток на 24 часа по 60 минут каждый до сих пор служит напоминанием о вавилонской математической системе. Позже великими математиками были греки. Имена Архимеда, Пифагора, Евклида и других греческих ученых известны каждому школьнику. Больше всех других наук математика способствовала уничтожению религиозных суеверий. Поэтому в средние века математика подвергалась преследованиям.
«Совершенно воспрещается достойное всякого осуждения искусство математики», - грозно заявлял византийский император Юстиниан (527 - 565 гг.) в своем кодексе законов. Статья, в которую было внесено это постановление, носила выразительное заглавие: «О математиках и прочих злодеях». Через тысячу лет после Юстиниана католический священник Каччини проповедывал в церквах, что геометрия - дьявольское искусство и что математиков нужно изгнать из всех христианских государств.
Один писатель несколько лет назад написал фантастический рассказ о том, что на Земле однажды вдруг исчезли все деревья и все, сделанное из дерева. Произошла страшная катастрофа. От большинства домов остались одни только печи, в остальных - исчезли межэтажные перекрытия, провалились крыши. Перестали существовать мосты, баржи, лодки, столы и стулья, книги и газеты, все телеграфные провода упали наземь, и все карандаши рассыпались в труху. Мало того: зеленые деревья перестали восстанавливать равновесие газов в воздухе, и на Земле начался кислородный голод.
Примерно такая же ужасная картина получится, если «вынуть» из нашей жизни всю заложенную в ней математику.
Остряки любят подшучивать над математиками: дескать, от Земли до звезд расстояние измерили, а у себя перед глазами не замечают тарелки с кашей. В ответ на эту шутку математик возьмет остряка за руку и поведет по белу свету показывать свое хозяйство.
- Вот, - скажет он, - железнодорожный мост - кружево его стальных балок и раскосов склепано надежными математическими формулами теории сопротивления материалов.
Вот электростанция; по проводам летит поток электронов - они бесконечно малы и видимы только через математические очки.
Вот радиоприемник - попробуйте построить такой поющий ящик, не зная математики.
Стальные громады кораблей плывут по океанам - не математические ли формулы поддерживают их в равновесии на кипящих волнах?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.