Я неудачник

Н Николаев| опубликовано в номере №340, апрель 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие склонны утверждать, что у нас нет неудачников. Но это неправда. Я скажу про себя: я неудачник.

В школе я учился не очень хорошо.

Когда мне было девять лет, я особенно увлекался музыкой. Мои родители и родные стали говорить, что из меня обязательно выйдет хороший музыкант, а при благоприятном стечении обстоятельств даже композитор. Их похвалы оказали на меня свое влияние. Я стал считать себя музыкантом и уже начал рисовать свое будущее, где я выступал в роли крупного композитора, перед которым все преклоняются. Не иначе, как Моцарт. В то же время я стал пренебрежительно относиться к школьным занятиям. И в пятый класс я перешел с подготовительными работами.

Родители нисколько не огорчились этим: они считали, что это вполне естественно для талантливого ребенка. Ведь и Пушкин плохо учился. Я был рад такому покровительству. Но в музыке я не шел дальше того, что наигрывал все те же мелодии, которые разучил с учителем.

Постепенно я стал все меньше и меньше заниматься музыкой и, наконец, совсем забросил ее. Родители сначала огорчались, а потом решили, что музыка - не мое призвание.

В это время у нас в школе организовался технический кружок. Я стал посещать его. И через некоторое время настолько увлекся изготовлением маленьких планеров, что целыми днями просиживал за этой работой. Отец с матерью сначала недоверчиво относились к моему новому увлечению, но потом решили, что у меня проявляются способности конструктора.

Но скоро я забросил и планеры, начав увлекаться стихами, попробовал писать сам. Получались наивные, но довольно гладкие стихи. Помню, я даже читал их в школе на вечере. Период стихотворства продолжался довольно долго. Кончая школу, я все еще писал стихи. Но потом почувствовал отвращение к ним.

Я кончил школу. В институт не поступил: провалился на экзаменах. Откровенно говоря, я не знал, какую специальность выбрать, потому что определенно я ни к чему не имел призвания. Для меня были одинаковы все специальности. И если я, делая различии между ними, то по внешнему признаку. Итак, я остановился на полдороге. Когда мне исполнилось 22 года, меня взяли в армию. Я трудно привыкал к дисциплине и армейскому порядку. Первое время имел замечания со стороны командиров, даже взыскания. Но потом привык и стал думать, не стать ли командиром.

Решил подать докладную на имя командира роты, но тут как раз у нас было несколько походов в горных условиях, и они отбили у меня охоту стать военным.

Вскоре я уволился из армии. И снова пришлось решать: кем же быть? Чтобы не быть обузой для родителей, поступил на завод чертежником. Работа эта не могла удовлетворить меня, она не затрагивала моих жизненных интересов.

Спустя некоторое время я снова попытался поступить в институт. На этот раз мне удалось. Я не думал о том, хороша или плоха выбранная специальность, мною руководило одно желание - иметь высшее образование.

Учился я не хуже других. Никакой общественной работы не вел, если не считать участия в драмкружке. Мне очень удавались отдельные роли. Я даже непрочь был признать в себе артистический талант, в чем уверял меня и режиссер. Но теперь я уже не мог рисковать и поэтому никакого значения не придал этому «открытию». Наконец, я окончил институт и стал фармакологом. Меня послали работать в один из отдаленных городов. Я поехал не с тем желанием, с каким молодой специалист принимается за любимое дело. Я уже сказал, что мне было все равно, какую иметь специальность.

Тут я стал встречаться с одной девушкой, которая мне понравилась. Решил жениться. И вот я стал мужем и отцом, должен сказать, не очень чутким и нежным. Все так же я был недоволен собой.

Но теперь я постепенно начал приходить к мысли, что я неудачник. На это меня толкает и то обстоятельство, что все мои сверстники сейчас занимают высокие посты и с большим интересом выполняют порученную работу. А я работаю из необходимости и живу хотя бы для детей, которых имею.

За последнее время я нашел в себе мужество взглянуть на свой пройденный путь и, отнесясь ко всему критически, написать эту исповедь - исповедь, которая послужила бы предостережением для юношей, вступающих в жизнь.

Ответ «неудачнику»

Взрослому человеку полезно иной раз оглянуться назад, на свое детство, и сквозь дымку годов увидеть те «мелочи», которые создают человеческий характер. Какой-нибудь великовозрастный Семен Иваныч, вспомнив, как оберегали его от ушибов и царапин, когда он был еще маленьким толстощеким Сеней, вдруг начинает понимать: здесь причина того, что сейчас он не отличается ни храбростью, ни выносливостью, ни решительностью. Но такая экскурсия в прошлое имеет смысл только тогда, когда она помогает понять и преодолеть свои недостатки и слабости, иначе все сведется к лирическим размышлениям и вздохам.

Студент пединститута Н. Николаев тоже совершил экскурсию в прошлое и в результате зафиксировал: «Я неудачник, меня плохо воспитывали, мне не сумели привить необходимых качеств, и вот я такой, как есть. Что поделаешь!»

Характер складывается с детства. Это уж стало ходячей истиной. Но кто, где и когда сказал, что сложившийся в детстве характер обязательно должен оставаться таким на всю жизнь?

Малолетний ребенок не может противостоять влиянию, которое оказывают на него старшие, даже если это влияние скверное. Но кто мешает взрослым людям освобождаться от дурных привычек, приобретенных в детстве, изменять свой характер, воспитывать волю?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены