Их немного, но они встречаются почти в каждой школе. Это большей частью тихие, ничем не выделяющиеся ученики. Они не привлекают внимания ни педагогов, ни товарищей. Как и все, ходят в школу, учат уроки. Посредственно, а иногда и хорошо отвечают на вопросы учителей. И все же не являются членами маленького классного коллектива.
Тотчас после звонка они исчезают из школы. Если должно быть классное собрание, начинают куда - то спешить, а если и остаются, то нехотя и никакого участия в собрании не принимают. Сидят тихо, не мешая и не помогая. Постоянно пребывают в самом противном состоянии промежуточности. Про таких людей в русской пословице говорится: « Ни рыба, ни мясо». Словно им все безразлично.
В классных походах, экскурсиях, вылазках - как раз там, где ребята сближаются, узнают друг друга, они почти никогда не участвуют. И получается так: коллектив Крепнет, сплачивается, а они остаются как - то в стороне. Друзей, хороших школьных товарищей у них нет.
Даже в классах, где юноши и девушки учатся вместе лет восемь - девять, даже в таких дружных классах за некоторыми учащимися с первых же школьных лет укрепился эпитет « пассивные».
Какое неприятное слово! Сразу вспоминаешь что - то вялое, безжизненное. Просто непонятно, как такой эпитет может стоять рядом с именем советского школьника!
Уж очень у нас равнодушно относятся к « пассивным». С хулиганами, нарушителями дисциплины, школа борется. Отстающим обычно все стараются помочь. Отличников поощряют. А вот людей, которые учатся сносно, не совершают каких - нибудь особых проступков, а просто стоят в стороне от коллектива, либо совсем не замечают либо стараются не замечать. Это - исключение, мол, да они нам и не мешают. Стоит ли обращать внимание?
Да! Не только стоит, но и необходимо. Ведь если сейчас у так называемых пассивных не разбудить общественных интересов, то что выйдет из этих юношей и девушек в будущем? Чиновники? Люди, далекие от жизни общества, замкнувшиеся в кругу своих интересов?
Да разве такие люди нужны нашей стране?!
И у нас в школе есть такие « пассивные».
В чем дело? Откуда это равнодушие к окружающему? Неужели такое безразличие к жизни коллектива лежит в природе некоторых людей? Нет, это что - то невероятное! Или, быть может, они не смогли найти себе в классе, школе подходящее, интересное дело, может быть, у этих ребят есть какие - то свои, особые интересы? Или же домашние условия играют здесь какую - то роль?
А главное, что нужно делать, чтобы все нашли применение своим силам и способностям, чтобы коллектив для всех стал родным и близким?
А что вы думаете по этому поводу, товарищи читатели? Есть ли в вашем классе такие ученики, о которых пишет Искра Мурштейн? Что, по вашему мнению, должна сделать комсомольская группа, весь класс, чтобы приобщить так называемых пассивных к жизни, интересам коллектива?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.