Наполеон вторгся в Россию. Чтобы не пустить французов в богатую хлебом Украину, Отдельный корпус генерала Эртеля засел в лесных трущобах Полесья.
Генерал Эртель выбрал своим местопребыванием Мозырь, грязный городишка с тремя церквами, костелом и синагогой.
Известие о занятии французами Вильны встревожило Эртеля. Его жена с детьми гостила там в эти дни у больного старшего брата. Успела ли выбраться она из Вильны?
Однажды в полночь адъютант доложил генералу, что его хочет видеть какой-то неизвестный.
- Введите! - приказал генерал.
Двое часовых ввели в комнату крестьянина, внешность которого была необычна для обитателя Полесья. Вместо соломенной шляпы, лаптей и коричневой свитки с красным кушаком на неизвестном был черный кафтан, щегольские сапоги и картуз польского покроя.
- Ну что, братец? - спросил генерал. - Жалоба у тебя на солдат какая? Да ты откуда?
Крестьянин заговорил по-польски:
- Имею важные сведения о расположении французской армии.
Эртель недоверчиво нахмурил пышные брови. Шрам на лбу и вытекший правый глаз были памятью об участии генерала в русских войнах против шведов.
- Что ж... Докладывай! Крестьянин молча и многозначительно оглянулся на адъютанта, писаря и часовых. Генерал приказал:
- Оставьте нас одних...
Когда приказ был исполнен, неизвестный перестал сутулиться, извлек из кармана старинный перстень с дворянским гербом и надел его на палец. Пальцы были тонкие, длинные, холеные. Тут генерал заметил, что все обличье неизвестного: его стройная, статная фигура, тонкий нос и надменные красивые глаза - все выдавало в нем польского шляхтича. Неизвестный заговорил по-французски:
- Я польский дворянин и полковник армии его величества французского императора.
- Прошу вас сесть.
- Одолжите, генерал, перочинный ножик.
- С удовольствием, полковник!
Неизвестный проворно вспорол сермяжную подкладку кафтана и извлек пакет с сургучными печатями.
- Генерал! Я парламентер французского коменданта Вильны генерала Раппа.
- Странно. Парламентеры не являются тайно.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.