России определено было высокое предназначение. Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы: варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией.
... Народ этот убеждён, что у себя дома он непобедим. Эта мысль лежит в глубине сознания каждого крестьянина, это - его политическая религия. Когда он увидел иностранца на своей земле в качестве неприятеля, он бросил плуг и схватился за ружьё. Умирая на поле битвы «за белого царя и пресвятую богородицу», - как он говорил, - он умирал на самом деле за неприкосновенность русской территории.
Ну, а немцам, что, пресса - то их чего всполошилась? А этим то, что Россия стоит у них за спиною и связывает им руки, что из - за неё они упустили своевременный момент смести с лица земли Францию уже окончательно, чтобы уж не беспокоиться с нею вовеки. «Россия мешает, Россию надо вогнать в пределы, а как её вгонишь в пределы, когда, с другого бока, ещё цела Франция?» Да, Россия виновата уже тем, что она Россия, а русские тем, что они русские, т.е. славяне: ненавистно славянское племя Европе, les esclaves, дескать, рабы, а у немцев столько этих рабов: пожалуй, взбунтуются.
Для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего.
... Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивай о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорблений и мести не заменяется презрением и жалостью.
..B русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желаний отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера.
Русский человек способен быть действительным героем, но это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза Он смотрит на геройство без панибратства и, очевидно, понимает, что это совсем не такая заурядная вещь, которую можно всегда носить с собою...
Не надо обманчивых грёз,
Не надо красивых утопий,
Но рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости! Орда,
Пришедшая с Камы и Оби,
Что яростью дышит всегда,
Всё губит в бессмысленной злобе;
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.