В НОЯБРЕ 1933 года на заседании коллектива наблюдателей при московском отделении Всесоюзного астрономо - геодезического общества с докладом «О систематических ошибках нанесения на карту фазы Венеры» выступил московский астроном Виталий Бронштен.
В своем большом и интересном докладе он установил, что фазы Венеры не совпадают с теми вычислениями, которые печатаются в астрономических ежегодниках. Изучив ряд наблюдений, Бронштен вывел и обосновал второе, весьма важное заключение: отклонение фаз планеты от данных теории происходит не случайно, а систематически, постепенно, в определенном, закономерном порядке.
Выводы Бронштена, по единодушному утверждению астрономов, оказались бесспорными, но вокруг вопроса о причинах этого явления разгорелись бурные дебаты.
Незадолго до этого доклада другая работа Бронштена - о метеорах - заинтересовала и заграничную прессу. В одном из номеров журнала британской астрономической ассоциации появилась ссылка на труд русского астронома Виталия Бронштена... Впрочем, Виталий - это звучит слишком солидно. Когда мы впервые встретились с Бронштеном, на вопрос об имени он ответил смущенно: «Меня зовут Витя...» И, пожалуй, действительно это имя скорее подходило к нескладному подростку с длинными руками и задорным взглядом живых, умных глаз.
Известный астроном оказался просто советским мальчиком, одним из сотен и тысяч удивительных, талантливых ребят, которые растут в нашей замечательной стране.
Дома считают, что Витя «сделался астрономом» с того дня, как прочел одну из книг Рубакина по астрономии. Возможно, что восьмилетний мальчик нашел эту книжку в старом отцовском столе, а может быть, ее принес кто - нибудь из товарищей.
Учителей, родителей, товарищей - всех осаждал Витя вопросами «про луну». Библиотекарь в школе жаловался на то, что мальчик читает чересчур серьезные, совсем «взрослые» книги.
Много ценных книг по астрономии написано французскими учеными. Узнав об этом, Витя заявил родителям, что хочет изучать французский язык. К восьмому классу он уже свободно писал, читал и говорил по - французски.
В 12 лет он смастерил самодельную трубу. Объективами служили обыкновенные, очковые стекла, окуляр от микроскопа ему подарил физик, сама же труба была изготовлена из картона. Через некоторое время картонную трубу Виталий заменил жестяной. Вначале труба увеличивала в 20, потом в 40 и, наконец, в 80 раз.
Первые год - полтора мальчик работал один, а затем решил вступить в Астрономе - геодезическое общество.
Профессор Воронцов - Вельяминов приветливо встретил маленького худенького мальчика. С ним начали работать. Прежде всего, показали настоящий, 3 - дюймовый телескоп. В первый вечер, проведенный в обсерватории, Витя почти не смотрел в телескоп. Не спуская глаз с руководителя и взрослых наблюдателей, следил он за каждым их движением.
На следующий день он пришел один. Сторож заявил сердито:
- Ключа не дам: не велено пускать. Еще сломаешь машину.
Но мальчик просил, умолял, и сторож сдался на уговоры.
До поздней ночи просидел Витя в обсерватории. Когда он спустился вниз, трамваи уже не ходили. Город спал. По тихим, безлюдным улицам возвращался он домой и в такт шагам распевал под нос веселые марши и песни.
Дома его встретила бледная и испуганная мать. Витя улыбнулся ей успокаивающе:
- Не волнуйся, мама, в следующий раз я возьму тебя с собой, и ты все поймешь.
Через полгода в «Бюллетене» Всесоюзного астрономо - геодезического общества была помещена печатная работа Виталия Бронштена «Наблюдения метеоров в июле - сентябре 1931 года». В следующих номерах «Бюллетеня» одна за другой появились новые статьи юного астронома.
Сперва наблюдатели учили Витю работать с телескопом, затем он сам стал учить других. Ему было 14 лет, когда его назначили заместителем заведующего 2 - й обсерваторией. С каждым годом приобретал он новые знания, его любили и уважали астрономы в коллективе наблюдателей. Вскоре он стал заведующим 2 - й обсерваторией.
Самое замечательное - то, что этот молодой талантливый астроном оставался живым и веселым советским школьником, отличником в учебе и хорошим товарищем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.