Пушкин

Юрий Тынянов| опубликовано в номере №275, ноябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роман «Пушкин» - большое художественно-историческое повествование о жизни величайшего русского поэта. Автор романа Ю. Н. Тынянов (автор «Кюхли», «Смерти Вазир-Мухтара» и др.) - знаток Пушкина и его эпохи. Роман начал печататься с января в ленинградском ежемесячном журнале «Литературный современник». К настоящему времени опубликована только первая часть романа, охватывающая детство поэта. Помещаемый нами отрывок рисует поступление Пушкина в лицей.

Теперь он ходил по Петербургу с новым чувством. Он знал, был уверен, что в Москву не вернется. Глядя на стройные дома, он сам себе казался выше; походка стала решительнее.

Он был один.

На углу он покупал у бойкого разносчика пирожки, забыв наставления отца, а однажды выпил кружку молока у молчаливого чухонца. Дядя вскоре по приезде дал ему три рубля и предостерег, глядя на него, как тетка Анна Львовна, давшая ему сто рублей:

- Смотри, не потеряй.

Но и тетка и наставления отца разом изгладились у него из памяти. Василий Львович с трудом заставил его написать письмо родителям.

Ничто в новом городе и временном жилье Василия Львовича не напоминало ему Москвы. Детство исчезло, как будто упало с плеч, никогда не существовало. В первую неделю он забыл о существовании сестры и брата, точно не он с ними гулял еще неделю тому назад.

Однажды, проходя по Невскому проспекту, он услышал вдруг говор:

- Государь, государь...

Тотчас же, забыв наставления Сергея Львовича, он устремился вперед, любопытствуя, и ничего не увидел.

Шли двое в белых султанах, впереди - в черных фуражках. Почти рядом с ним толстый розовый щеголь обмахивался платком. Все кругом друг с другом раскланивались.

- Нет, - сказал кому-то толстый щеголь, - государь теперь на Каменном острове.

Обычно он шел вправо по каналу. Слева был Зимний дворец с черными сторожевыми статуями на кровле. Он шел Мойкою, окруженный стенами, словно это было продолжение коридора в Демутовской гостинице. Однажды вышел он на Марсово поле. Марсово поле было пустынею. Впервые он увидел и понял, не подумав, что города построены на пустом месте и окружены пустынями. Голова у него закружилась. Впереди, за однообразным полем, была Нева, обложенная камнем, медленная и тоже пустынная. Все было однообразно, стройно и пустынно в этом городе.

Забор из чугунных кольев окружал Летний сад. Зелень была влажная: Нева, невидимая из-за деревьев, здесь присутствовала. Статуи стояли. Гуляли дети, нимало его не занимавшие. Он выходил к Лебяжьему мосту. В канаве, выгибая шеи, плавали еще два лебедя, старые и грязные. Приземистый пустынный замок с острожными окнами стоял на острове, со всех сторон окруженный канавою; признаков жизни в нем не было. Он узнал от гуляющего старика, что это Михайловский замок, в котором жил и скончался десять лет тому назад император Павел. Он знал, что император был убит.

- Вас, сударь, тогда еще на свете не было, - сказал старик, заметив его задумчивость.

- Нет, был, - сказал он упрямо и пошел дальше.

В Москве от всего было далеко и все давно миновало - здесь все было близко, ближе, чем он представлял себе ранее.

В этот вечер он рано улегся и не захотел разговаривать с дядею, а когда тот окликнул его, закрыл глаза и притворился спящим.

Ночью он прислушивался к петербургским звукам: не было ни трещоток ночных сторожей, ни говора запоздалых прохожих. Чьи-то шаги внизу звучали. Он заглянул в окно: ночь была светла; поздний гуляка возвращался один домой, и плиты звучали под его шагами. В соседней комнате заворочался и закряхтел дядя Василий Львович, не так, как отец, а ворчливее и громче. Александр внезапно обрадовался его соседству.

Вскоре дядя познакомил его с двумя будущими товарищами: Ломоносовым и Гурьевым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены