Корабли по-прежнему беспрепятственно идут по Волге. Но волжские воды прочно заперты в новом озере.
Искусственное волжское озеро - головной участок канала Москва-Волга. Создание этого водохранилища потребовало гигантской работы: здесь вынуто около пятнадцати миллионов кубометров земли; здесь уложено почти шестьсот тысяч кубометров бетона. И все-таки Волжский узел - десятая часть канала по объему выполненных работ.
Канал начинается у аванпорта, в крайнем юго-восточном углу волжского озера. Здесь, на водной площади в сорок га, перекресток трех магистралей. Отсюда корабли идут на запад - в Ленинград и туманную Балтику, на Восток - по старому волжскому руслу. Путь «Грузии» - на юг: канал - Москва - Черное море.
«Грузия» входит в канал. Сто двадцать восемь километров остается плыть до Москвы. Предстоит подняться на тридцать восемь метров, перешагнуть через холмы водораздела и снова спуститься на тридцать один метр к Москве.
За откосами канала широкая болотистая равнина. Впереди, сзади, слева - дымки кораблей, рев сирен, днем - всплески сигнальных флагов, ночью - разноцветные огни. Здесь шумная и людная водная дорога.
Пройдя пятнадцать километров, «Грузия» упирается в стену. Стена преграждает кораблям путь к Москве. Это кончилась первая, северная ступень водяной лестницы, переброшенной от Волги к Москве. Начинается вторая ступень. На нее поднимается сначала Волга, потом корабли.
Мощные насосы сосут воду и перебрасывают ее наверх, на вторую ступень. Волга взбирается на шесть метров. За ней поднимаются корабли в шлюзовых камерах и снова идут среди сигнальных флагов и ночного разговора разноцветных огней.
За откосами канала все тот же болотный лес. Глубокой выемкой, в пятнадцать метров, канал пересекает Лесозаводский бугор. Взбираясь на широкую дамбу, канал на высоте двенадцати метров пересекает Бугай-Зерцаловское болото.
На пути встречается река Куколка. Ее заключили в бетонную трубу и провели под каналом.
По высокой насыпи канал подходит к городу Дмитрову. Корабли идут по западной окраине города, на месте недавних огородов.
Отсюда путь лежит между рекой Яхромой и полотном Савеловской железной дороги. Яхрома извилиста: она делает причудливые петли. Строители в четырех местах вырыли новое русло для капризной реки, переселив ее подальше от канала.
Снова вырастает стена, снова шлюзовые камеры, и новый подъем - на восемь метров.
На пути канала опять Яхрома. Канал разрезает ее пополам. Он принимает в себя ее воды, некоторое время ведет реку по своему руслу, а потом сбрасывает ее в старое ложе.
6 том месте, где Яхрома и канал сливаются, их пересекает Савеловская железная дорога. Над кораблями, на высоте четырнадцати метров, по мосту идут поезда.
Новая ступень поднимает Волгу и корабли еще на восемь метров.
Два раза река Икша ныряет под каналом. И снова подъем на восемь метров.
Савеловская дорога отодвинута в сторону: она мешает каналу.
Пройдено уже восемьдесят километров. Волга поднялась еще раз на восемь метров. Теперь она на самой высокой точке водораздела.
Канал разливается здесь широкими искусственными озерами. Плотины - гигантские земляные сооружения, иногда длиной в полтора километра, - запрудили реки Вязь, Икоту, Учу и Клязьму. Громадными водоемами, площадью в десятки квадратных километров, легли остановленные реки в приготовленных для них котлованах.
Юго-восточная часть озера, у станции Пушкино, отделена плотинами. Тут нет прохода кораблям. На берегах этого озера запрещено селиться. Здесь отдыхают полтораста миллионов кубических метров воды. Грязь и муть оседают на дно. Отсюда по длинному бетонному каналу вода течет на юг, чтобы потом, после тщательной дополнительной очистки, войти в водопроводные трубы Москвы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.