Комсомолка Мария Башук в 15 лет впервые села на велосипед. Это было в Минске, на спортивной площадке «Профинтерн», в 1925 г. С тех пор она прошла большую школу велосипедной техники, стала инструктором спорта, а сейчас кончает Московский институт физической культуры. В 1934 г. велосипедистка Башук установила всесоюзный рекорд в заезде на 500 метров с места.
... Помню солнечный день недели за две до 1 Мая 1925 года. Я впервые села в этот день на женский велосипед, и меня поразило ощущение какой-то необычайной легкости, оторванности от земли, почти полета. Руль вырывался из моих рук, мне казалось, что я балансирую на проволоке, и я напрягала юсе свои силы, чтобы не упасть.
Когда мне казалось, что велосипед падает, я цепко хваталась за руль. Но уже через несколько мгновений я почувствовала, что этим судорожным движением остановить падение нельзя. И я, уже инстинктивно, поворачивала руль в сторону наклона велосипеда, продолжая в то же время нажимать на педали. Это помогало: машина подо мной меняла направление хода, но не падала. Через мгновенье я выпрямляла руль - и велосипед устремлялся по прежнему пути.
Не прошло и часа, как первое ощущение страха и неуверенности в своих силах прошло, и велосипед мой плавно покатился по укатанному треку. Теплый ветер ударял в лицо, смеющиеся люди стремительно пролетали мимо меня. Я наслаждалась быстрым ходом подвластной мне машины. Так неожиданно легко я научилась ездить на велосипеде. Но это было только началом: главные трудности были впереди.
Как только мне удавалось достать у кого-нибудь из товарищей велосипед, я вскакивала на него и носилась без устали по небольшому кругу минского трека. Никакой системы я, конечно, в то время не придерживалась: нагнешься низко-низко к рулю и крутишь изо всех сил ногами, стараясь развить наибольшую скорость.
Помню, как один раз я очень сильно ушиблась. Случилось это так. Я быстро проезжала мимо скамейки, на которой сидели мальчишки-хулиганы. Внезапно один из них вскочил и схватил мой велосипед за колесо. Велосипед рванулся вбок - и я со всего размаху ударилась об утрамбованную землю. Я тут же вскочила и постаралась, сделать вид, что ничего не случилось, но мне было очень больно: из ссадин на коленях лилась кровь.
С тех пор я стала осторожней и, завидя препятствие, умела уже затормозить, спрыгнуть с велосипеда или быстро отъехать в сторону.
Настоящую тренировку по всем правилам велосипедной техники я начала в 1934 году. К тому времени я переехала в Москву на учебу в Институт физкультуры.
Еще зимой я решила основательно подготовить себя к велосипеду. Я занималась специальной гимнастикой для укрепления ног. Лежа на постели или делая стойку на лопатках, я имитировала движение педаляжа. Начав с 30 движений, я довела их до 300. На постели во время упражнений не должно быть подушки, иначе подбородок окажется наклоненным к груди и произойдет задержка дыхания.
Я не ленилась прыгать по нескольку десятков минут (с перерывами) через скакалку, вырабатывая правильное дыхание и эластичность ног. Сначала попеременно на одной ноге, потом - на двух.
Стоит перечислить некоторые упражнения, которыми я занималась, готовясь к велосезону: широкие выпады и броски ног, укрепляющие мускулы; наклоны вперед, развивающие мышцы живота; мост, делающий человека гибким; «шпагат» (сидишь на полу, вытянув ноги в одну линию). Это - упражнение на эластичность мышц... Занималась все время художественной гимнастикой, акробатикой, пляской.
Использовала я основательно и зимние виды спорта: бегала на коньках на дистанцию 100 - 200 - 500 метров, на лыжах ходила до 10 000 метров. Результаты были неплохие, я старалась, однако, не переутомляться, чтобы сохранить силы для велосипеда.
Я поставила перед дирекцией Института вопрос о покупке гоночных велосипедов. Эта мысль была поддержана - и мы купили у старых гонщиков несколько приличных машин.
Еще до получения велосипеда я сдала нормы ГТО второй ступени по велосипеду и показала хорошее время на 10 000 метров, кажется, 23 минуты (сейчас я довела это время до 18 - 19 минут, но в соревнованиях на 10-километровую дистанцию пока еще не участвовала).
В начале сезона я не знала дистанций будущих соревнований. Я начала тренироваться на короткие дистанции. Основным в тренировке была выработка правильной велосипедной техники - педаляжа. Я приучилась нажимать педаль не носком, а всей ступней, я привыкла двигаться вперед не рывками, а эластичными, мягкими движениями. Когда моя нога шла вперед, я плавно нажимала на педаль; как только она достигала нижней точки, я расслабляла мышцы. Когда педаль взлетала вверх, я снопа начинала активное движение сверху вниз. Чередование расслабления и напряжения мышц необходимо в велосипедном спорте. Здесь надо выработать в себе известную автоматичность: смена действий тут столь быстра, что контролировать их сознанием очень трудно, даже невозможно. И этот автоматический правильный педаляж вырабатывался у меня довольно успешно.
Приучалась я также правильно дышать. Это тоже очень сложное искусство. Вначале заезда я следила за свободой и ритмичностью дыхания. Затем я вдыхала воздух коротко и резко, а выдыхала плавно и неторопливо.
Чтобы правильно дышать и развивать настоящую скорость, надо сидеть в седле удобно, легко, без всякого напряжения. Брюшной пресс, диафрагма, плечи не должны быть сильно напряжены. Для этого я держала руки полусогнутыми. Руль захватывала я крепко, но в то же время свободно. Вначале, когда я пыталась держать руль очень твердо и жестко, машину мою бросало из стороны в сторону, и каждый бросок отнимал у меня дорогие секунды.
В начале сезона не стоит увлекаться большими дистанциями, резкими и длинными бросками. Надо начинать не больше, как с 2 - 3 километров и отдыхать, не слезая с велосипеда. Для этого надо выпрямиться, расправить плечи, замедлить ход машины, сделать 2 - 3 круга и плавно довести велосипед до остановки.
К великому сожалению, посадка и педаляж у меня не были отличными, так как машина была несколько длинновата.
Наконец, наступил день соревнования. Это были традиционные гонки, устроенные Автодором.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.