Гнались мы на 1600 метров.
Участвовали в заезде 4 спортсменки, среди них отличная велосипедистка Скоропекина. Народу было очень много. Волновалась я сильно и, как только дали нам сигнал, сразу взяла очень сильный темп и вырвалась вперед.
С победоносным видом я шла впереди своих противниц 1400 метров. Вслед за моим колесом шла Скоропекина, я никак не могла оторваться от нее и уйти вперед. Это начинало меня беспокоить...
На последних 300 метрах Скоропекина стала нажимать изо всех сил, а я, как ни на-пряталась, вырваться вперед не могла. В конце концов, Скоропекина обогнала меня на 5 метров: она пришла первой, а я - второй.
Моя неудача отчасти объясняется тем, что я привыкла к асфальтированному стадиону им. Томского, а тут пришлось ехать по грубому бетонному треку. Но главная причина неудачи заключалась в другом. Опытный гонщик старается идти вторым или третьим, «сидеть на колесе» противника, прятаться за его спиной от нападения ветра и пыли, прощупывать силы противника, следить за его волнением и, под конец, по-настоящему вырваться вперед. Ну что ж, ошибки первого соревнования меня кое-чему научили!
Вскоре школа мастеров велосипедного спорта организовала соревнование на скорость «с хода». В таком соревновании велосипедисты берут полный разгон и только после этого дается старт.
Самое главное в таком состязании - учесть направление я силу ветра и своевременно раскрутить машину: если идешь против ветра, - сразу надо развить максимальную скорость, а последние сто метров идти полегче, так как ветер уже является твоим союзником; если же на старте ветер дует тебе в спину, - надо учесть, что на другой стороне круга тебе придется бороться с ветром, и поэтому беречь силы.
Квалифицированные велосипедисты, у которых есть хорошие машины, со сменными шестернями, специально подбирают передачу в зависимости от силы ветра: если ветра нет, - ставится большая передача; при ветре же большую передачу никак не раскрутишь - ставится передача поменьше. У меня не было сменных шестерней, я ездила на постоянной, и иной раз мне приходилось трудновато. Время я показала неплохое, улучшив свои прежние результаты, но это соревнование я рассматривала только как подготовку к более крупному делу.
Я хочу рассказать о следующих состязаниях на первенство Москвы, в которых мне пришлось участвовать. Соревнования были на 200, 1000 м. И та, и другая дистанция «с ходу» («гит»). Каждый шел отдельно, а остальные наблюдали; это сложнее, чем идти в коллективном заезде, так как противника тут перед собой не видишь, никто не «сидит» на твоем колесе и никак не можешь понять, хорош ли у тебя ход или плох.
В заезде на 200 метров я улучшила свой прежний результат с 16,2 до 15,8 секунды. Я заняла в этой дистанции второе место за Галкиной, установившей всесоюзный рекорд - 15,3. Мне кажется, что это мое достижение доказало правильность моей системы тренировки. Затем шла дистанция в 1000 метров. На эту дистанцию я почти не тренировалась. Кажется, один только раз проехала в хорошем темпе с динамовцем Михеевым. Тем не менее, общая тренированность сказалась, и я прошла 1000 метров в приличное время - 1 минута 27,6 секунд. В этот день была ясная тихая погода, передо мной прошло несколько гонщиц, я внимательно за ними наблюдала: у них был слишком слаб разбег. Я вспомнила замечание опытного мастера Миронова о необходимости брать сильный разбег с самого начала заезда, и этот совет вместе с моими наблюдениями помог мне. Время на 1000 метров оказалось у меня лучше, чем у остальных, так как первые 500 метров я прошла не менее энергично, чем вторые.
В июле 1934 года я вместе с группой студентов выехала в Ленинград для участия в велопробеге Ленинград - Москва. 20 июля, в 1 час дня, мы стартовали на Москву. Пробег состоялся в честь Международного юношеского дня. К 1 августа мы должны были прибыть в Москву, во что бы то ни стало.
Много нашлось скептиков тогда, которые не верили в успех нашего пробега. Пророчили, что половина останется где-нибудь на средине дороги. Но все эти «пророчества» не сбылись: участники пробега в полном составе прибыли в Москву в отличном состоянии.
Проехали мы 750 километров. Несмотря на то, что я шла все время очень легко, мне кажется, что длительные и напряженные пробеги для спринтеров не совсем хороши. Я приехала в Москву всего за 8 - 10 дней до соревнований, и пройденные мной в сильном темпе 750 километров не могли не отразиться на моих заездах на короткие дистанции.
Слет мастеров велосипедного спорта должен был состояться 22 августа 1934 года. Самыми сильными противниками в предстоящем состязании были для меня велосипедистки Галкина и Юшева.
Из этих соревнований я опишу наиболее удачную для меня дистанцию - 500 метров с места. Это очень сложная и редкая в наших условиях дистанция. Она очень трудна, так как гонщик берет скорость без разбега, с места, стремительно раскручивает машину и напрягает все силы, чтобы в минимальное время развить наибольшую скорость.
Специально на эту дистанцию мне не пришлось тренироваться. Я шла одна и могла только догадываться о быстроте своего темпа.
Как только раздался сигнал, я с огромной силой рванулась вперед.
Чтобы уменьшить сопротивление ветра, я пригнулась очень низко к рулю. Сдерживая колебания машины, я затаила дыхание и только, когда велосипед пошел полным ходом, сделала свободный вдох. Это был необычайный, увлекательный, почти фантастический заезд. Мне показалось, что прошло всего несколько секунд, когда я пролетела финиш. Еще через несколько мгновений меня поздравляли с победой: я завоевала рекорд на 500 метров.
Начинающим физкультурникам, вероятно, интересно знать, какой режим дня наиболее благоприятен для усиленных занятий велоспортом. Охотно поделюсь своим опытом. Сплю я 8 - 9 часов в сутки. Встаю в 8 часов. После этого 5 - 8 минут занимаюсь гимнастикой, иногда совершаю легкую пробежку. Иногда с утра тренируюсь, тогда потерянные силы компенсируются у меня дневным сном; сплю час - полтора. Питание во время тренировки и во время соревнований преимущественно молочное: кефир, молоко, творог; обязательно фрукты; воды стараюсь пить поменьше, чтобы не перегружать сердце. Ем всегда в одно и то же время. Ношу свободный костюм, легкую свободную обувь. После каждой тренировки принимаю холодный душ, а если тренировка была особенно напряженной и упорной, обязательно моюсь горячей водой. Не забываю также о массаже ног, рук, спины, плечевых мышц. Всегда стараюсь как можно больше вдыхать свежего, чистого воздуха. Дышу всегда полной грудью.
Во время тренировки и состязаний пользуюсь шерстяными трусами: они предохраняют кожу от повреждения. Туфли при езде на велосипеде должны быть обязательно с твердыми подошвами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.