1 июля 1892 г. по гористым улицам Киева, по его спускам и подъемам прозвенел первый в России электрический трамвай. Именно благодаря крутизне своих улиц Киев раньше других городов смело шагнул к веку электричества.
По внешнему виду первый трамвай был ближе к своей предшественнице - конке, нежели к потомку - современному трамваю.
Миллионы людей ежедневно пользуются трамваем, но вряд ли найдутся сотни, знающие происхождение названия этого распространеннейшего вида городского транспорта.
Родилось это название вот как. Англичанин Джон Утрам провел в Лондоне в 1803 г. примитивный рельсовый путь от своей ветряной мельницы к пристани на Темзе. Это значительно облегчало перевозку муки. Обыватели назвали этот путь «дорогой Трама», по-английски это произносится «трам уай» (Tram's Way).
Но создал электрический трамвай германский инженер Эрнст Вернер Сименс, который демонстрировал первую его модель на выставке в Берлине в 1879 г. Это был маленький электровоз с прицепной платформой. Год спустя первый в мире трамвай появился в Галле (Германия), а затем стал распространяться по всему миру.
В России до революции трамвай существовал только в 25 городах. И в этих городах буржуазия, заинтересованная в его доходности, связывала трамвайными линиями преимущественно центральные и торговые районы. Рабочие окраины в большинстве случаев не обслуживались.
После Октябрьской революции началось усиленное строительство трамвайных линий на окраинах. К концу первой пятилетки трамваем пользовались уже в 50 городах. План второй пятилетки предусматривает доведение числа городов, обслуживаемых трамваем, до 70. И это наряду с автобусами, троллейбусами, таксомоторами и гордостью нашей страны - московским метро!
«Мне кажется, что ни в какой другой стране я не мог бы найти читателей, более подготовленных к восприятию идей, которые я излагаю в этой книге. Нигде элементы географии и истории не запечатлены так широко, и нигде связь между ними не выступает так наглядно. Какое удивительное поприще для развития значительной части человечества представляет эта беспредельная равнина, начинающаяся от берегов Черного моря и простирающаяся на север по широчайшей территории между Карпатами и Кавказом», - так писал в предисловии к русскому изданию своего огромного труда «Человек и земля» знаменитый французский географ Элизе Реклю.
Недавно исполнилось тридцатилетие со дня смерти (4 июля 1905 г.) этого крупнейшего ученого. Элизе Реклю много путешествовал по Европе и Америке. Много наблюдал и написал замечательно интересные книги.
Трудно даже представить себе ту сверхчеловеческую работу, которую проделал Реклю. Он оставил колоссальное наследство: 19 томов труда «Земля и люди» - капитальную работу по физической географии - и незаконченную «Человек и земля», вышедшую посмертным изданием. И это наряду с активной общественной работой! Реклю был членом Совета I интернационала и участником Парижской коммуны.
В Элизе Реклю сочетался ученый и революционер-анархист. Ошибочные политические взгляды не могли не отразиться на его научных работах. Тем не менее, значение Реклю огромно, и книги его достойны самого внимательного изучения.
На склоне своих лет, незадолго до смерти. он внимательно следил за ходом первой русской революции и с большим сочувствием относился к политическому движению русских рабочих.
«Для производства постоянных и сколь можно совершенных наблюдений, клонящихся к преуспеянию астрономии, необходимых для географических предприятий в Империи, для совершаемых ученых путешествий... для содействия усовершенствованию практической астрономии и приспособления ее к географии и мореходству» была заложена 6 июля (21 июня ст. ст.) 1835 г. Пулковская обсерватория.
Обсерваторию выстроили вдалеке от городского шума, в 15 километрах от Московской заставы современного Ленинграда. Это было вызвано необходимостью дать полный покой чрезвычайно чувствительным инструментам. Расположенная на Пулковской горе, обсерватория оборудована тончайшими инструментами. Там находятся рефрактор Репсольда для фотографирования звезд и планет, кометоискатели, точнейшие часы, по которым вся страна сверяет время, и т.д. В одной из зал расположена богатейшая астрономическая библиотека.
Главная задача Пулковской обсерватории - наблюдение звезд для составления точнейшего каталога. По так называемым «пулковским звездам» ученые всего мира определяют положение других звезд.
Научное значение Пулковской обсерватории особенно выросло после Октябрьской революции. Улучшилась аппаратура. Сделан ряд открытий, имеющих мировое значение. Недавно Пулковская обсерватория продемонстрировала перед миллионами радиослушателей опыт превращения световой энергии в звуковую. С помощью фотоэлементов и особых устройств по радио был передан «голос» луны и звезд. Текущим летом Пулковская обсерватория предполагает повторить этот замечательный опыт.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
27 октября 1855 года родился Иван Владимирович Мичурин