– А вот эту книгу я подарю вам. Это «Песни любви Сталинграду».
Он подписывал мне свой том, и я видел, как лицо его медленно бледнело от боли. Я поднялся. Поблагодарил Пабло.
– До встречи в Москве, – тихо, с грустью сказал Неруда.
Но встрече этой не суждено было состояться. Перечитывая сборник стихов Неруды, я остановился на пророческих строках:
Отныне здесь
я остаюсь с
тобой.
Во имя Чили –
воли голубой...
Во имя красных флагов
на восходе,
их страсти,
их движения к свободе...
Иди со мной, борись.
Отныне твой –
мой стихотворный
склад пороховой.
Мертвый Неруда, как и мертвый Гарсиа Лорка, был опасен чилийским фашистам: скромные похороны поэта прошли в окружении карабинеров, а муниципальное кладбище в Сантьяго было оцеплено полицией. Дом, в котором жил и творил поэт-революционер, фашисты разграбили, надругавшись над памятью того, кто вступил в схватку с фашизмом в Испании и оставался верен идеалам социализма до последнего своего часа.
Встретился я в Париже и с известной художницей Надеждой Леже. Пятнадцатилетней девчонкой Надя Ходасевич попала вначале в Варшаву (она жила на самом «стыке» Польши и Белоруссии), а затем волею судьбы оказалась в Париже. Здесь талантливая девушка начала учиться у Фернана Леже, замечательного художника, антифашиста, коммуниста. Потом Надя стала его верным другом и спутником жизни.
Надежда Петровна, известная художница, большой друг нашей страны, передала в дар советским музеям много картин и мозаики. Она подарила нам произведения живописи Фернана Леже, а также несколько тысяч превосходно выполненных репродукций шедевров мирового искусства, десятки монументальных мозаичных произведений, созданных ею... Первая выставка репродукций шедевров мировой живописи, организованная в Музее изобразительных искусств еще в 1968 году, вызвала огромный интерес советской общественности. Из подаренных Надеждой Леже репродукций, слепков, мозаик были сформированы передвижные выставки, которые побывали во многих городах нашей Родины. Такие выставки всегда оказывались большим событием в жизни каждого города, где они побывали. Дар Надежды Петровны помогает познакомиться с произведениями искусства, которые находятся не только в разных музеях мира, но и в частных коллекциях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.