БАМ в моей памяти – это в первую очередь работа. Работа строителей. И наша работа. У нас в среднем было по три концерта в день. Два в обеденный перерыв, а третий, большой, – вечером. Именно на БАМе я по-настоящему понял, что такое удовлетворение от проделанной работы. И самой большой радостью для меня, да и, наверное, для всех наших ребят, был разговор после концерта в поселке Кувыкта. В зале были те, кого в газетах принято называть первопроходцами. Простые ребята и девчата, они по нашей просьбе рассказывали о строительстве БАМа, видя в нас не гастролеров, которые «отчесали» концерт, а таких же работяг, как и они. Это было здорово!
Два спектакля и большую концертную программу привез агиттеатр на БАМ. А вокально-инструментальный ансамбль театра подготовил еще и танцевальную программу. Надо сказать, что бамовцы одинаково тепло принимали и романтико-героическое представление «Шестая часть земного шара» и студенческое обозрение «Но дело не в этом...». Взаимопонимание – вот что в первую очередь рождалось на концертах агиттеатра. Сцена и зрительный зал были неразделимы.
Агиттеатр побывал почти во всех поселках центрального участка БАМа. Выступали в Золотинке, когда туда пришел первый поезд. Побывали в бригаде Степанищева. Узнали, что недалеко работает строительный отряд МАИ, и, конечно, не могли у них не выступить. В Тынде открывалась новая танцевальная площадка – первыми на ней выступали актеры агиттеатра. Мостостроители закончили возведение очередного моста – и тут же, на еще не остывшей от работы стройплощадке, их приветствовал своим концертом агиттеатр «Россия».
Весть об агиттеатре быстро разнеслась по центральному участку БАМа. Их ждали, и ребята изо всех сил старались оправдать надежды строителей. Они понимали, что выступления перед строителями – это их вклад в дело великой стройки. Недаром теперь на самом почетном месте в музее агиттеатра лежит комсомольская путевка, выданная им как строителям Байкало-Амурской магистрали.
Наверное, поездка на БАМ сыграла свою роль в выборе темы следующего спектакля. Ребятам хотелось найти такой материал, который был бы наиболее близок им. Близок в первую очередь своим гражданским звучанием. И поскольку все участники агиттеатра или студенты, или выпускники МАИ, то решили сделать спектакль об истории института.
Так возник спектакль-хроника «Наша биография». Обратите внимание – опять новый жанр. Документы, документы, документы... Сухой на первый взгляд материал. Как сделать, чтобы он обернулся для зрителей волнующей стороной? Ребята решили – это можно сделать только в том случае, если за строкой документа встанут живые люди. А значит, надо попытаться найти тех, кто помнит события, которые стали достоянием истории и отражены пока только в документах. На несколько месяцев актеры агиттеатра становятся корреспондентами. Встречи, интервью, беседы... Так в сценарии появился основной рефрен: «Из воспоминаний такого-то...». Очень трудная работа была именно над сценарием. Достаточно сказать, что уже после премьеры сценарий переделывался в течение полугода, пока не приобрел свою окончательную форму.
Н. В. Холодков, секретарь парткома МАИ:
Когда я посмотрел спектакль «Наша биография», я вдруг понял, насколько важно то, в чем каждое следующее поколение видит свое начало. И вот ребята, которых объединил агиттеатр, которые для меня и есть следующее поколение, понимают, что их биография началась не в тот момент, когда они появились на свет, а гораздо раньше. Осознав это, они берут на себя огромную ответственность: вписать в эту биографию достойную страницу. Ребята уверены в своих силах и в том пути, которым идут. Спектакль, на мой взгляд, рождает взаимную ответственность поколений друг перед другом.
Главное же заключается в том, что агиттеатр – от лица своего поколения – обнаружил те черты зрелости, которые нам, старшему поколению, хотелось увидеть в них.
В марте 1978 года пришло радостное известие. Агиттеатру «Россия» ДК МАИ присвоено высокое звание – «Народный».
А летом опять поездка. На этот раз – Приморье. Поездки по стране стали не просто традицией – необходимостью. Встречаться со зрителем, идти к нему – без этого агитатор уже не мыслит своего существования. Только за последние два года на счету самодеятельных актеров около пятисот выступлений. Цифра почти невероятная. Это трудно, не забывайте: они студенты, и никто не освобождает их от занятий и экзаменов. Но по-другому они уже не могут.
К 60-летию ВЛКСМ агиттеатр начал готовиться за полтора года. Еще весной 1977 года Задорнов и Четверкин начали писать сценическую композицию по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Уже никого не удивило, что новый спектакль – опять новый жанр. Драматическая поэма – так они его определили. И здесь – мучительные поиски своего, личного и, что главное, сегодняшнего отношения к роману.
Михаил Задорнов:
Теперь, когда за идеи, выдвинутые революцией, уже не надо жертвовать жизнью, стало все больше появляться людей, приспосабливающих эти идеи под свою карьеру. И своим спектаклем мы стремились сказать, что если бы был жив сейчас Павка Корчагин, то он бы со всем своим темпераментом и пылом человека, отдавшего за победу коммунизма и здоровье и жизнь, бросился бы на борьбу с мещанством и обывательством, которые приняли сегодня другие, скрытые формы.
Наши светлые идеалы должны воплощаться так, как мечтали об этом Павел Корчагин и Николай Островский. Эти идеи не должны становиться кормушкой для приспособленцев.
И вот премьера драматической поэмы «И нет нам покоя». Совершенно по-новому зазвучал со сцены привычный нам с детства текст. Агиттеатр выявил яркую поэтичность романа, стремительную динамику действия, напряженность буквально каждой строки.
И опять актеры ведут рассказ от первого лица. Совсем не случайным оказывается название спектакля. «Имея за спиной такое прошлое, мы 'не имеем права даже на минутный покой» – вот одна из основных мыслей спектакля. Чтобы играть в нем, мало быть хорошим актером. Необходимо иметь четкую гражданскую позицию, – только тогда у актера появляется право выйти на сцену. И актеры агиттеатра «Россия» имеют такое право. Они доказали это своей работой, доказывают, своей жизнью.
А жизнь в агиттеатре идет своим чередом. Концерты, спектакли, выступления... Все так же агиттеатр стремится чаще выступать, хотя все больше приходится просить перенести выступление на более дальний срок: слишком много желающих увидеть агиттеатр «Россия».
В октябре 1979 года собрались все участники «России»: те, кто начинал агиттеатр, те, кто активно работает в нем сегодня, и совсем молодые ребята, которые в коллективе чуть больше месяца. Они не могли не собраться. Агиттеатр «Россия» ДК МАИ стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Сначала, как всегда бывает в таких случаях, то тут, то там раздавалось: «А помните?.. А помните...» Но постепенно разговор перешел к планам на будущее. И в этом – весь агиттеатр. То, что будет сделано, гораздо важнее того, что уже сделано.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
После выступлений «Смены»