Рояль перемещался по сцене явно на недозволенной скорости. Мало того, на нем в это время умудрялись играть... Все перепуталось в веселой чехарде. Двадцать студентов падали в обморок при виде одного привидения, а само привидение теряло сознание, увидев одного студента... Ни на секунду не замолкал смех в зале. Шел юмористический спектакль «Так умирают легенды».
...Резкие аккорды электрогитар, и фигуры актеров начинают ритмично двигаться в пантомиме на стихи А. Безыменского «Бахают бомбы у бухты». Встает на сцене ВРЕМЯ – время яростное, резкое, молодость страны, 30-е годы. Спектакль о ВРЕМЕНИ, о СТРАНЕ. Романтико-героическое представление «Шестая часть земного шара».
Это фрагменты из спектаклей Народного агиттеатра «Россия» Дворца культуры Московского авиационного института.
Время рождения коллектива можно определить по-разному. С 1970 по 1975 год коллектив существовал как факультетская самодеятельность, собираясь в основном для очередного институтского фестиваля искусств. Нерентабельно? Может быть. Но привлечь студентов к постоянной, регулярной работе в. самодеятельности трудно. Слишком коротко студенческое время, много дел, много соблазнов. В таких условиях состав участников от фестиваля к фестивалю сменяется процентов на восемьдесят.
В 1975 году встретились два студента – два активных участника художественной самодеятельности института: Михаил Задорнов и Александр Четверкин. Встретились и поняли, что у них одна забота: КАК сделать, чтобы студенческий самодеятельный коллектив хотя бы в течение нескольких лет имел постоянную труппу? Чтобы этот коллектив показывал свою работу если не постоянно, то уж, во всяком случае, не один раз? Они решили попробовать создать такой коллектив. По счастливому стечению обстоятельств, руководство Дворца культуры института предложило им попытаться осуществить свою идею на базе ДК. Вот это время и можно считать временем второго рождения театра.
Продолжение следует» – первый спектакль коллектива. Поэтическое представление по произведениям советских поэтов.
Все в жизни человека начинается с Родины. Студенты начали свою работу со спектакля о России.
Россия, родина моя – Россия!
Я с каждым днем люблю тебя
сильней...
Это обращение – клятва верности, – звучащее перед спектаклем, стало камертоном всех сцен.
В постановке были и исторические отступления, много режиссерских приемов, находок, световых эффектов, музыки. Как будто это был первый и последний спектакль студенческого театра. Щедрый был спектакль. Можно много говорить о частностях, можно пожурить постановщиков за некоторый перебор приемов, за излишнюю резкость. Но не это важно. Главное – мучительные поиски ответа на вопрос:
Какие мы?
И каждый ли из нас
Сумеет повторить в свой трудный час:
«Я тот же, что и был,
и буду весь мой век –
Не скот, не дерево, не раб, но человек...»?
Каждой сценой, каждым словом актеры и режиссеры стремились передать идею спектакля: «Мы не сами по себе. Мы продолжение наших дедов и отцов. И еще мы начало. Потому что за нами пойдут наши дети, пойдут следующие поколения».
Спектакль «Продолжение следует» был показан на I Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся и имел большой успех. Правда, когда пришла пора оценивать его в рамках конкурса, долго не могли решить, в каком жанре работает коллектив. Какое жюри должно его судить: театральное или агитбригадное? Именно тогда и родилось это компромиссное название – агиттеатр.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.