Есть художники, которые сразу привлекают внимание. Именно к ним принадлежит молодой художник Юрий Арбузов.
Рос он в семье сельского учителя. С детства словно бы впитывал неброскую красоту орловской природы, дышал хмельным, пахнущим травами воздухом. Со временем перенес эти впечатления на картины. Даже портреты его кисти поражают воздушностью и возвышенностью.
У Арбузова было много любимых художников, привязанности эти менялись, но постоянное чувство восхищения он испытывает к Сурикову. В четвертом классе родители взяли его с собой в Москву и повели в Третьяковскую галерею. «Боярыня Морозова» поразила мальчика своим драматизмом, накалом страстей, внутренней болью. Тогда он решил: буду рисовать, как Суриков.
После школы Арбузов поступил на художественно-графический факультет Орловского пединститута. Три года проработал преподавателем художественного училища в Чечено-Ингушетии. И все время совершенствовал мастерство.
«Автопортрет». Художник как бы выходит из вечернего сумеречного света. И в то же время белый контур резко отделяет его, золотоволосого, от серости умирающего дня. От смуглого лица, от рыжеватой шевелюры даже густая синь начинает золотиться. Художник как бы является продолжением пропавшего за горизонтом солнечного света. Совсем иначе смотрится «Молодая колхозница». Бронзоволикая, темноглазая женщина погружена в свои думы. Гордый лоб, волевой рот, мужественный разлет бровей... И зритель понимает: нет ничего на свете, что бы не смогла выдюжить, вынести на своих плечах эта русская женщина.
Особенно хочется остановиться на пейзажах Юрия Арбузова. «Утро на Малой земле». Зеленовато-голубые тона подчеркивают раннюю прохладу, когда из-за гор еще не взошло солнце. Сонные волны лениво плещутся о борта спящих судов, холодный воздух густ и прозрачен. И, кажется, пройдет несколько минут и золотые дорожки света побегут по воде, вспыхнут в иллюминаторах, заиграют на медных поручнях солнечные зайчики.
На зональной выставке «Край черноземный» внимание многочисленных зрителей привлекла работа Арбузова «Конец октября». Художник запечатлел уголок старого Орла. Багрец и золото осенних красок поблекли, потускнели. До весны умолк птичий гомон, шум листвы. Прощание с летом умиротворяюще. Город готовится встретить зиму. Рассказ о Юрии Арбузове был бы неполным, если не упомянуть о его общественной работе, без которой, как и без творчества, художник себя не мыслит. Юрий часто выступает с лекциями, беседами перед рабочими Орловского завода управляющих вычислительных машин, на котором работает художником-оформителем, ведет секцию самодеятельных художников, читает лекции по эстетике, о современном искусстве.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.