Смолистый запах тайги, горизонты в морозной дымке... Первый колышек. И первая палатка. И первая песня у костра... Словом, «снятся людям иногда голубые города, у которых названия нет». Все это так. И немало красивых и романтических слов можно сказать о первопроходцах и первостроителях, о тех, кто в суровых краях закладывает молодые города. Но давайте сегодня отложим гитару, давайте вчитаемся в строки документов, в цифры, сравним их и подумаем. Подумаем о прошлом и о будущем.
«Известно, что города во всех современных государствах и даже в России растут гораздо быстрее, чем деревня, что города представляют из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа и являются главными двигателями прогресса».
Обратите внимание на вынужденную горькую оговорку: «...и даже в России».
Эти слова написаны Владимиром Ильичем Лениным в 1913 году. Тогда горожанами в нашей стране могли назвать себя менее 15 процентов всех ее жителей. Царское наследие Советской республике составило около 700 городов. Для неспециалиста эта цифра может показаться мало что говорящей. Поэтому для сравнения скажем, что только за годы довоенных пятилеток в СССР выросло более 500 новых городов. Но первой акцией молодого Советского государства в этом вопросе было... сокращение числа городов. Не спешите удивляться. Просто среди тех семи сотен населенных пунктов, зарегистрированных в статусе городов, очень многие носили этот титул весьма условно. И потому более сотни из них, маленьких, не имеющих ни собственного лица, ни какой бы то ни было промышленности, кроме кустарных промыслов, были на время разжалованы в сельские поселения.
Конечно, на территории нашей великой Родины насчитывалось достаточно городов, издавна вызывавших и вызывающих сегодня почтительное уважение знатоков истории и ценителей архитектуры во всем мире. Это и поражающие воображение среднеазиатские города-сказки Самарканд, Бухара, Хорезм, и древнейший Ереван, и античные города Причерноморья, и отметивший в этом году свой полуторатысячелетний юбилей красавец Киев, и златоглавая, вознесшаяся на семи холмах Москва, и похожие на застывшую мелодию органа прибалтийские столицы, и радушный, темпераментный Тбилиси, и звонкие, как звук колокольчика, Суздаль, Ростов Великий, Новгород, и прозванный Северной Пальмирой город на Неве, и по-сибирски величественные Тобольск, Томск, Иркутск...
Каждый регион страны может внести в этот перечень свое достойное и полноправное дополнение. Немало прекрасных памятников зодчества создано за века всеми народами многонациональной нашей Отчизны.
Но подобно редчайшим жемчужинам требовали они достойной себя оправы, до поры до времени блистая среди глухомани лесов, бездорожья степей, рядом с покосившимися полудеревнями-полупоселками.
Задача выведения бывшей царской империи в число государств передовых с точки зрения процесса урбанизации – процесса, порожденного требованиями века, – казалась фантастической.
Но пройдет немногим более полувека – срок для истории градостроительства, исчисляемой тысячелетиями, ничтожный – и известный во всем мире специалист, один из создателей Генеральной схемы планировки и застройки Парижа Пьер Мерлен в предисловии к своей книге, рассказывающей об опыте возведения новых городов в разных странах, напишет: «...что касается Советского Союза, масштабы его градостроительства таковы, что требуют углубленного и специального изучения».
С 1961 года СССР находится в числе наиболее урбанизированных стран мира. Почти семь из десяти жителей нашей страны сейчас живут в городах. Причем следует заметить, что доведение в столь короткий срок этого соотношения до уровня наиболее развитых стран произошло в большей степени не за счет увеличения числа жителей в крупных городах, а благодаря появлению новых городов – малых и средних. Такова стратегия социалистической политики градостроительства. Такова стратегия освоения новых пространств, создания новых центров промышленного производства.
Еще несколько необходимых данных. В среднем по стране 69 процентов всех городов были созданы в советское время. Для Сибири и Дальнего Востока эта цифра приближается к 80.
Потому что только в средние века, подобно итальянскому монаху Томмазо Кампанелле, проектировавшему свой утопический «город Солнца», можно было выбрать для него место где-то в районе экватора, наивно полагая, что природное благоденствие само по себе принесет счастье его обитателям. Нынешние же градостроители определяют расположение нового города, исходя прежде всего из потребностей экономики, которые, в свою очередь, прямо связаны с расположением природных богатств. А природа, как известно, сокрыла свои сокровища в местах, далеко не всегда удобных и легкодоступных.
...Если все города нашей страны переписать «по возрасту», то Комсомольск-на-Амуре окажется ближе к концу этого списка в две с. лишним тысячи строк. Но можно составить и другой список, в котором по праву он будет первым.
Именно пятидесятилетний Комсомольск стал точкой отсчета на пути освоения новых земель, покорения пространств востока и севера. Именно он, созданный энтузиазмом молодых. стал стартовой площадкой для запуска на орбиту сотен новых городов и поселков страны. И разве не с той же площадки стартовали украинский Комсомольск-на-Днепре, узбекский Навои, белорусский Светлогорск, таджикский Нурек, якутский Мирный, казахский Шевченко, литовский Электренай?
Есть у новых советских городов еще одна особенность. Называя их – украинский, казахский, литовский, – мы скорее подчеркиваем их географическое расположение. По сути асе своей города эти, построенные молодыми представителями всех советских республик, интернациональны. Как интернациональны продолжающие строиться столица БАМа Тында, центры тюменских промысловиков Нижневартовск и Сургут, Надым и Новый Уренгой, гордость атоммашевцев Волгодонск...
Удивительная судьба у этих городов, возводимых ударными отрядами комсомольцев. Еще не успев «прописаться» на картах, они становятся известными не только стране – миру. Потому что знаменуют собой новый, порой принципиально новый шаг Страны Советов в индустриальном развитии.
Трудны их первые дни. Проза времянок, хозяйственные неурядицы, производственные споры и ошибки способны подчас заслонить собой те линии прекрасных силуэтов, что вычерчивают на планшетах их архитекторы. Но проходит время – и посмотрите на эти снимки: разве похожи один на другой эти акселераты урбанизации? И разве не отвечают они классическим принципам архитектуры, сформулированным еще римлянином Витрувием: Прочность. Польза. Красота?!
А по самым осторожным подсчетам специалистов, в ближайшие два десятилетия вырастет в нашей стране еще около 600 молодых городов. И, значит, десятки тысяч юношей и девушек получат возможность повторить подвиг своих отцов, подвиг строителей Комсомольска-на-Амуре.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.