30 июня 1956 года с интервалом в три минуты со взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Лос-Анджелеса в ярко-синее небо ушли два авиалайнера: «Супер констеллейшен» компании «Транс уорлд эрлайнс» и «ДС-7» компании «Юнайтед эрлайнс». Они направлялись в разные города – Канзас-сити и Филадельфию, но вплоть до Большого Каньона в Аризоне их маршруты примерно совпадали.
Совпадению этому суждено было стать роковым. Уходя от внезапной грозы, самолеты столкнулись на высоте 6400 метров. Эхо взрыва, унесшего 158 жизней, потрясло воображение современников. Казалось невероятным, чтобы в поистине безбрежном просторе пятого океана могла произойти столь нелепая и трагическая встреча. Ничтожность подобного шанса газеты сравнивали с возможностью обнаружить каплю молока, случайно пролитую на белоснежное покрывало Антарктики. Авиаспециалисты в сравнениях были куда сдержаннее и хмуро утверждали обратное: бурное развитие воздушного транспорта сделало небо слишком тесным.
Минувшее двадцатилетие усугубило проблему. Неумолимая поступь технического прогресса незаметно превратила воспетую лириками «бездонную синь» в действительно напряженное шоссе. Многократно возросшие объемы воздушных перевозок неизмеримо усложнили управление движением по этой суперскоростной «магистрали». Уже сегодня многие аэропорты принимают и отправляют по два самолета ежеминутно!
И не случайно статистика установила, что наиболее рискованной частью любого воздушного путешествия является не заоблачная его часть – девяносто процентов всех летных происшествий приходится на моменты взлета, захода на посадку и непосредственно посадку. Вот почему именно аэропорты стали своеобразными лабораториями, где отрабатываются различные элементы обеспечения безопасности полетов.
Воздушная гавань Ленинграда – аэропорт Пулково – один из них, уже несколько лет тут успешно действует автоматизированная система управления воздушным движением – АСУВД.
Пулково, безусловно, один из красивейших аэропортов мира. Элегантный, современных очертаний комплекс удивительно созвучен строгой архитектурной классике города. Но не только этим перекинут мостик в будущее. Контуры его проглядывают и в сегодняшних технических достижениях. Здесь, помимо «Старта», испытана система медицинского контроля «Пилот-1», действует АС управления работой служб аэропорта. Здесь с помощью «быстрой разумом» электроники настойчиво и последовательно создается образцовая система обслуживания пассажиров, гарантирующая им, несмотря на все капризы природы, такой уровень безопасности, надежности и точности, какой отличает сегодня разве что наш безупречный метрополитен.
Впрочем, электроника электроникой. а управлять ею еще долгие годы будет все-таки человек. От его настроения, здоровья, сообразительности будут и впредь зависеть наши жизни. Человек не машина, в него так просто не заглянешь, и история авиации знает немало примеров, когда именно психологическая «неисправность» членов экипажа становилась причиной серьезных ЧП.
...Вадим Васильевич Гуляев, начальник здравпункта аэровокзала Пулково мои тезисы о безмерной сложности человеческой натуры выслушал с пониманием и вежливо согласился. А потом пригласил к насыщенному различными датчиками, тумблерами, экранами сооружению, плотно приковавшему к себе А. И. Рудзинского – бортрадиста-инструктора, собиравшегося лететь в Будапешт. Через какое-то время аппарат, отстучав на бумажных рулонах нечто, отпустил Александра Ипполитовича, а Гуляев, пробежав глазами ленту, удовлетворенно кивнул: «С вами все в порядке, можете лететь».
Я в Будапешт не собирался. Но тоже снял пиджак, засучил рукава и сел за освободившееся после Рудзинского место. Экзамен начался.
Экзаменовалось мое здоровье. Проверялись зрительно-моторные реакции: передо мной внезапно и беспорядочно вспыхивали разноцветные лампочки, а я должен был успевать нажимать на пульте соответствующей окраски кнопки. Контролировалась оперативная память: вместо лампочек на экране с периодичностью в доли секунды стали появляться многозначные комбинации цифр, которые следовало точно повторить на миниатюрной клавиатуре...
Затем, следуя указаниям врача, я вставил средние пальцы в специальные гнезда, прижал локти к электродам и, держа в зубах металлический стерженек термометра неизвестной мне конструкции, стал ожидать оценки.
– Ну что ж, – вскоре объявил Гуляев, – для новичка весьма неплохо. Кардиограмму видите сами, ну, а на ленте отмечены результаты психофизиологических тестов. Точность их можете проверить в ближайшей поликлинике. Только хорошо, если там за несколько часов все нужные кабинеты обойдете, а здесь, как видите, хватило пяти минут.
Оперативность – одно из основных преимуществ системы «Пилот-1». К тому же, если до сих пор готовность летчика к рейсу проверялась в основном по пульсу и артериальному давлению, то электронный помощник медиков контролирует двенадцать важнейших параметров организма. В дальнейшем перед обследованием каждый летчик будет предъявлять «Пилоту» свой медицинский «паспорт» – небольшую металлическую пластинку, на которой закодированы его индивидуальные, характеристики. Эта пластинка, прочитанная специальным приемным устройством, станет своеобразным эталоном, ориентируясь на который «Пилот» подметит и зафиксирует все изменения в организме.
...Когда я приехал в аэропорт, погода резко ухудшилась. Откуда ни возьмись, набежали аспидно-черные тучи, загрохотал гром, и, хоть гроза оказалась мимолетной, на память о себе она оставила порывистый ветер и дождь. Терять из-за нелетной погоды часы даже в таком симпатичном аэропорту, как Пулково, никому не хотелось.
И не пришлось. Несмотря на явно нелетный, с точки зрения пассажира, характер окружающей среды, рейсы никто отменять не спешил. Усиленный репродукторами женский голос все так же спокойно приглашал на посадку.
– День как день, – спокойно заметил исполняющий обязанности руководителя полетов Геннадий Васильевич Фомичев. – Дождь, кстати, скоро кончится, ветер, облачность вполне терпимые, хотя, конечно, еще несколько лет назад теперешняя погода доставила бы нам немало хлопот.
...Я вспомнил свои предыдущие встречи с диспетчерами. Случались они в разные годы, в разных аэропортах, но картина, в общем, всегда была одинаковой: затемненные помещения (чтобы лучше видеть на мерцающем экране бледные точки, обозначающие самолеты), огромное напряжение занятых расчетами людей, напряжение, электризующая сила которого чувствовалась буквально с порога.
И потому первое, что приятно удивило меня в диспетчерской Пулкова, – отсутствие усталости в глазах людей. Той усталости, что обычно накапливается к концу смены, предельно заполненной ежеминутными расчетами высот, скоростей, курсов подопечных самолетов, необходимостью держать в голове кучу всевозможных сведений о них, постоянно с помощью секундомера и навигационной линейки вносить в эти сведения диктуемые телеэкраном, радиопереговорами, метеосводками поправки.
В просторном, светлом зале возле элегантных пультов сидели молодые ребята и деловито, но без спешки дирижировали сложнейшей симфонией взлетов и посадок. Звучали в динамиках далекие, приглушенные расстоянием голоса командиров направлявшихся к Ленинграду самолетов, ясно и четко докладывали о готовности к рейсу пилоты вылетающих лайнеров. И каждая команда, каждое принятое решение тут же обретали видимую суть на зеленом поле индикатора воздушной обстановки.
Пультов было несколько, соответственно количеству обслуживаемых диспетчерами зон: посадки, круга, подходов. А совокупность их, собственно, и составляла АСУВД «Старт» – первую в нашей стране отечественную автоматизированную систему управления воздушным движением для районов аэропортов с высокой интенсивностью полетов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.