Моравска Острава - небольшой чехословацкий Донбасс. Здесь работает 270 тысяч рабочих. Округ охватывает 30 километров непрерывной массы шахт и заводов. В районе - ряд городов, соединенных трамваем.
Здесь в Витновицах находится один из самых больших заводов, Чехо - Словакии - вагонный завод, где работает 20 тысяч рабочих. Завод этот выполняет наши заказы по части мостов. К заказу СССР рабочие относятся с исключительным вниманием.
Недавно один из рабочих пришел к администратору:
- У нас в цеху отливались части заказа № 1SP5. Теперь мы узнали, что это заказ СССР. В работе допущена ошибка: необходимо ее исправить, цех уполномочил меня сказать об этом.
Моравска Острава в настоящее время один из наиболее революционных центров Чехо - Словакии. За последние три месяца партия развернула здесь работу неплохо. Рабочая неделя здесь длится три дня: и наиболее обеспеченные рабочие четыре дня не работают и ничего не получают.
Грузчицы угля зарабатывают здесь 250 корун в месяц. Из этого заработка около 50 корун работница вносит в фонд социального обеспечения.
«И жить нельзя, и умереть нельзя», говорят работницы.
В связи с тяжелым материальным положением рабочих компартия ведет сейчас серьезную подготовку к забастовке. Забастовке этой сочувствуют и те рабочие, которые пока еще идут за социал - фашистскими и фашистскими организациями. Предполагают, что она охватит 50 тыс. рабочих.
На - днях социал - демократы устроили на шахте «Суха» собрание рабочих, до сих пор сочувствовавших им. Выступившему фашисту рабочие говорить не дали.
- Убирайся. Горняк не говорит с фашистами.
Увидав боевое настроение рабочих, секретарь с. - д. партии послал «за подкреплением». Приехало два автомобиля с агитаторами. Но, несмотря на это, шахтеры единогласно приняли нашу резолюцию.
- Только красные профсоюзы борются за права рабочих. Все остальные - агенты капитала, за ними не пойдем.
Меньшевики в своих газетах объявили требования горняков «бессмысленными». Убедившись в том, что рабочие не сочувствуют этому, они внесли поправку.
- Мы этого не говорили. Машинистка напутала.
За последнее время в Моравской Остраве все чаще и чаще - уличные выступления и демонстрации.
В день рождения президента Масарика здесь, как и во всей Чехо - Словакии, должен был состояться национальный праздник: шествие с факелами, митинги, гулянье. На площади Масарика, где собралась толпа и стоял полицейский оркестр, коммунисты раздавали летучки и агитировали за демонстрацию протеста. В результате полиции пришлось прекратить празднества. Оркестр отложил инструменты в сторону и взялся за резиновые дубинки. Произошел уличный бой. Двое полицейских были ранены, 16 рабочих арестовано.
К моменту начала собрания, где стоял мой доклад о СССР, протиснуться в зал уже не было возможно. Рабочие стояли плечом к плечу. В зале, рассчитанном на 800 человек, было около 1300. Были здесь и рабочие социал - демократы.
Так велик среди рабочих здесь интерес к «стране обетованной» - СССР, о которой буржуазные газеты сообщают самые невероятные клеветнические измышления. Доклад мой все время прерывался дружными возгласами сочувствия, одобрения политики и работы в СССР.
Когда я говорила о том, как смеялись бы каст рабочие, прочитав в буржуазных газетах, будто мы колесуем, выкалываем глаза, зарываем живыми в землю попов - слушатели закричали:
- И мы не верим этому, совдружка, не верим. Скажи об этом московским рабочим.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.