Совкино организовало просмотр своего нового фильма «Песнь о первой девушке», сделанной по произведению Н. Богданова «Первая девушка».
Редакция просит читателей «Смены», видевших «Песнь о первой девушке», высказаться на страницах журнала и сообщить, разделяют ли они точку зрения авторов рецензии.
Появление «Первой девушки» Н. Богданова было отмечено критикой как интереснейшее произведение, показывающее вовлечение девушки в комсомольскую работу.
Оставляя в стороне «Первую девушку» как литературное произведение, мы хотим показать здесь, как толкует роль девушки в комсомоле, Совкино, выпустившее в прокат кинофильм «Песнь о первой девушке».
«Песнь о первой девушке» начинается дымом, неким, так сказать, идеологическим туманом. Сквозь редкий, «летучий» дым видна панорама какой - то ожесточенной баталии. Взрывы взметают землю. По фонтанирующей земле бегут какие - то люди; они падают, встают, размахивают винтовками и усердно жестикулируют.
А когда дым рассеивается, на экране развертывается история такого порядка:
К деревенским ребятам, которые интенсивно «отрубают» друг - другу «банки», приходит девушка. Судя по костюму, девушка имеет какое - то отношение к крестьянству, но какова ее классовая принадлежность, об этом киноистория умалчивает. Достоверно известно одно, что после появления девушки из тумана деревенские ребята, представленные режиссером зрителю, как комсомольцы прекращают свои развлечения по части «отрубание банок» и в порыве сознательности приступают к оборудованию красного уголка.
По всей вероятности, появившаяся девушка знает петушиное слово, по всем признакам стоит эта девушка во всех отношениях на две головы выше деревенских ребят («учительша будто бы», вздыхает зритель), так как с момента ее появления в комсомоле ребята отмежевываются от своего секретаря, секретарь отмежевывается от своих обязанностей, и девушка начинает верховодить «всем и вся». Словом, девушка с надлежащей энергией приступает к утверждению социализма в деревне, опираясь на деревенских ротозеев, застывших в любовном созерцании девушкиных прелестей.
Попутно с этой замечательной трактовкой роли девушки в комсомоле, дается и эпоха, дабы зрителю было понятно, что действия энергичной девушки оправдываются весьма путаной политической ситуацией в деревне.
Принимая во внимание идеологический туман, подпущенный в прологе, можно догадаться, что действие происходит во время гражданской войны; об этом свидетельствуют и опереточные бандиты, которые время от времени появляются в деревне и. потрясая обрезами, жуют яблоки; о том же говорят невнятным языком и другие «атрибуты»: пистолеты за поясом комсомольцев и поддерживающий бандитов предсельсовета.
В такой потрясающей обстановке (уничтожения фруктов и разложения предсельсовета) деревенские комсомольцы беззаветно выкорчевывают корни капитализма и всяческой буржуазности. При пассивном сочувствии бедноты и батрачества, они разоблачают предсельсовета в присвоении рояля и на своих неокрепших еще юных плечах держат советскую власть в деревне.
Прямо - таки жутко предвидеть, что могло бы случиться с революцией, если бы комсомол утратил хоть на одно мгновенье свою роль ее авангарда. Страшно подумать о судьбах тех пейзан, которых наставляли на путь истины организаторы красных уголков и деревенских спектаклей. Впрочем, между нами говоря, крестьянство этой кинодеревни не погрязло в заботах о революции. Единой трудовой семьей (отложив до следующей кинокартины вопросы борьбы с кулачеством) деревня устраивает пляски с факелами и карнавалы, - словом, занимается тем, чем крестьянство было крепко озабочено в годы гражданской войны.
Однако, такая сытая и веселая жизнь оставляет почему - то на комсомольских сердцах неприятный осадок. Зная по учебникам, что такого рода занятия в годы гражданской войны считались идеологически не выдержанными, комсомольцы, под непосредственным воздействием девушки из тумана, выносят решение: с бандитами не танцевать и вообще не якшаться со всякими мелкобуржуазными отрыжками, которые ходят с обрезами за поясом.
Встревоженные бандиты устраивают по этому случаю экстренное совещание, выкладывают свои обиды и выносят постановление: в отместку за игнорирование опозорить первую девушку.
Со свойственной опереточным бандитам решимостью постановление это незамедлительно проводится в жизнь.
Но, как уже известно из первых частей фильма, любовь является решающей силой в деле (Строительства социализма. Поэтому комсомольская ячейка решает отомстить за любимую девушку и попутно ликвидировать бандитов.
С помощью танцев и кинотрюка комсомольцы разоружают бандитов и тем самым прекращают их преступную деятельность по уничтожению фруктов и огородных овощей.
Все в порядке. Порок наказан, и добродетель торжествует. Но первая девушка все - таки приходит к заключению, что в этой кинодеревне ей больше нечего делать. Собрав разные вещички, она уходит в неизвестное.
- Мир велик, работы хватит!
После этого включается свет, и зрителю предоставляется право выйти из душного помещения, чтобы на свежем воздухе обдумать киноповесть о «Первой девушке». Ему предоставляется также право удивляться изобретательности режиссеров Голубя и Садковых, которые умудрились преподнести идеологию отдельно, в виде пролога, а весь фильм свести к дешевой мелодраме и к «развесистой клюкве» о роли комсомола в эпоху гражданской войны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.