Гидаш - венгерский поэт. Но он не ограничен узкими рамками национального, он перерастает их.
Гидаш - пролетарский поэт. Поэт революции. В его творчестве отсутствуют «национальные» мотивы как таковые.
О чем же песнь Гидаша? О ком он пишет, если ненавистным он стал не только буржуазии: всевозможная правая и «ультралевая» интеллигенция также расценивала и расценивает этого «грубого, бесстильного и бескультурного» поэта как наглое наступление на святыню литературы.
В 1918 г. несколько тысяч военнопленных венгерцев принимали участие в гражданской войне в России на стороне большевиков. О них Гидаш говорит: «Это вот, это из мраморов мощных изваять, это вот, это в песню вдохнуть!». И он это делает.
«Встретим знамена интернациональных войск. Ибо герои есть только у нас и больше нигде» - разве могут это назвать поэзией те, для которых «героями» являются палачи и «укротители» революции?! Или для которых «поэзия» - это «чистое» искусство, «бесхребетная» лирика.
Герой поэзии Гидаша - пролетариат. Его герои - рядовые венгерской революции 1920 г., которую поглотила «желтая орава». Но в воспоминаниях о подавленной диктатуре больше призыва к новым боям, чем скорби по утраченном: «Смотри! Иди, солдат, и верь в победу, в руке винтовку крепко сжав». Его герои - «босые и в пестрых шрамах», «дети нужды, дети беды». Маленькие голодные пролетарские дети, закаленные «жестким асфальтом», наученные «звонкой злости». Его герои - комсомольцы, «легкая конница». Они должны победить. Ненависть к классовому врагу, колоссальное терпение венгерского крестьянства и рабочего класса вырастает с огромной силой в уверенье:
... Трубите, братья
Рать за ратью -
Весь мир восстанет.
Его герои - красногвардейцы, рабочие, металлисты, шахтеры, крестьянская беднота, солдаты империалистических армий; его герой - пролетариат.
Большая классовая направленность поэзии Гидаша наполняет ее той силой, которая заставляет ненавидеть врагов, которая призывает к неустанной борьбе и непреклонной вере в победу. Его поэзия, - это таран революции.
Песни Гидаша - песни героической борьбы пролетариата. Он обращается к рабочим, когда два товарища, брошенные в тюрьму, объявляют голодовку:
Кричите!
Потому что мы, страна,
Мы, вся страна, мы тоже
Лежим на смертном ложе.
Он призывает к мести, направляет злобу, ненависть к угнетенному классу «многотысячных войск скелетов» против бар, помещиков, скупающих в рабство детей, против фабрикантов, высасывающих все соки из рабочего класса и даже запрещающих купаться детям рабочих, против жандармов, против предателей, ушедших на службу к капитализму. Средства для выражения своей классовой ненависти у Гидаша своеобразны. Сравнения смелы и метки, политически остры. Улица Конти, состоящая из одних домов терпимости, и социал - демократы, чей ЦК помещается на ней, - по существу одно и то же:
Бритые желтобилетники смеют
Кричать, что революции больше нет!
За сколько ты продалась
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На выставке по политехническому образованию