На выставке по политехническому образованию
Пришел Октябрь, а на гимназических задворках все оставалось без перемен.
Наконец, декрет о единой трудовой школе взорвал учебные казематы, зубрильно - долбежные мастерские человеческой смены. Полетели вверх тормашками и гимназисты, и реалисты, и коммерсанты, и гербы, и мундирчики, и классные надзиратели.
Первые годы были не столько годами учебы и стройки, сколько школьных революций.
Поиски новых форм приводят нередко к абсурдам. Трудовые навыки искались в принуждении учеников мыть полы. Простым арифметическим действием шкрабы думали решить проблему новой школы - старая гимназия плюс ремесленные мастерские. Ученики, проспрягав немецкие глаголы, бегут точат сапоги. Опустив перпендикулятор на основание равнобедренного треугольника, ребятишки торопятся к столярному станку. Написав сочинение на тему «Лишние люди в сочинениях Тургенева», они мчатся кроить платье. Старая погудка на новый лад. Гимназическая каша, заправленная кустарным маслом. В этот ремесленнический тупичок забрело много советских школ.
Наша школа по существу оставалась старой школой. Охотников пришить советские пуговицы к ветхой, источенной молью гимназической шинели было очень много. Брали например обычную зубрежно - долбежную систему образования и, пристегнув к ней десяток заводских экскурсий, считали, что трудовая школа готова. Раз, два - ловкость педагогических рук и ничего больше.
Борьба за политехническую школу, за школу, какой представлял ее себе Маркс и Ленин, школу, где обучение связано с производственным трудом, где ученик в теории и на практике знакомится с главнейшими производствами страны, где ему дают научное познание производственных процессов и обучают искусству владеть основными инструментами современного труда, - борьба за такую школу началась очень давно.
Главными ее противниками были те, кто считал, что лучше иметь синицу профессионального образования в руках, чем политехнического журавля в небе. Они забыли, что большевики вообще не поклонники птичек, роющихся в деляческой пыли. Они забыли, что пролетарии предпочли октябрьского журавля в социалистическом небе февральской парламентской синице. Они забыли, просчитались и были побеждены.
На выставке по политехническому образованию, где показан весь путь пройденный советским просвещением с момента разрушения старой гимназии, собран также опыт уже существующих политехнических школ. Он представляет исключительный интерес.
Политехническая школа является учебным цехом завода. С ним она связана теснейшими производственными нитями, питается его техническим опытом. Каждый свой практический трудовой шаг ребята осмысливают теоретически. Они изучают не только детали производства, но весь производственный процесс в целом.
В специальные школьные кабинеты втиснуты все основные производства страны. Они представлены точнейшими миниатюрными моделями. Они отражаются там, как в уменьшительном стекле. Вот крохотная железнодорожная станция, комариный сколок с нашего транспорта. Вот микроскопический металлургический завод. Вот небольшое динамо. Вот слепок энергетического хозяйства, данный во всей его технической сложности и многообразии. Вот орудие строительной промышленности. Вот станки текстильных фабрик. Вот сельскохозяйственные машины.
Как же начинается и проходит обучение?
Возьмем примерно текстильное производство.
Еще на пороге школы ребенок знакомится с принципом ткацкого дела - ему дают небольшие детские пяльцы. Он приучается владеть или. Позже на смену пяльцам появляется несложный ткацкий станок, который к концу учебы сменяется моделью машин новейшей конструкции. Одновременно ребятам показывают текстильное сырье и весь его путь до фабрики.
Энергетическое хозяйство. Ребята изучают, как изготовляется мешочный элемент. Как изготовляется аккумулятор. Все эти работы ученики проделывают сами. На выставке, например, есть реостат, сделанный школярами из табуретки. Другой реостат смастерен из горшка. Небольшое действующее динамо сработано из старого железа.
Ребята углубленно изучают экономические и технические детали своего производства.
Но ведь оно тысячами нитей связано со всем хозяйством страны. Ученики школы при текстильном предприятии, когда знакомятся с сырьевой базой своей фабрики, естественно, наталкиваются на сельскохозяйственную промышленность и транспорт, а разбор фабричного оборудования заставляет их обращаться к машиностроительной индустрии.
Успехи политехнизации, естественно, идут рядом с неудачами. На выставке есть уголок, где показано, как не надо политехнизировать школу. В одной семилетке, например, изучение принципов швейной промышленности выразилось в вышивании подушек и прочего эстетического барахла. В другой школе делали сельскохозяйственные модели, нелепые карикатуры на современную полевую индустрию. А ведь одна из политехнических заповедей гласит, что даже игрушки для самых маленьких детей должны быть принципиально точны, т.е. игрушку - грузовик нужно делать, точно копируя настоящий грузовик.
Ребенок, вступая на порог школы, постепенно познает принципы и инструменты различных производств. Он начинает игрой с грузовиками, а кончает изучением автомобильного мотора. Он не только слушает, что ему говорят о свойствах, скажем, токарного станка, но сам эти свойства испытывает. Его приучают владеть молотком так же свободно, как и ручкой. Его приучают в сумке технических инструментов разбираться столь же легко, как в ранце с учебниками.
Когда за спиной парнишки захлопнется дверь политехнической школы, он выйдет на воздух не растерянно неуклюжим юнцом, каких выпускала наша II ступень, а человеком, уже готовым после небольшой профессиональной подготовки к любой общественно необходимой работе.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.