Творчество Фреда Эллиса
На II международной конференции пролетарских революционных писателей создано международное объединение революционных художников. В ряды борющегося пролетариата всего мира влился новый отряд революционеров. Фред Эллис - один из преданнейших делу рабочего класса и защиты СССР зарубежных революционных художников. Очерк А. Бассехеса знакомит нас с творчеством тов. Эллиса.
«Искусство - это оружие» - так назвал свою статью, посвященную американским графикам - коммунистам, Майкл Вольд. Оружием искусство становится только в руках революционного класса, только тогда, когда оно служит средством в современной классовой борьбе, когда оно стоит на уровне тех идей, которые выдвигает молодой революционный класс.
Обличать врага, пригвоздить его к позорному столбу на страницах газеты, сорвать с него маску пацифизма и гумманности, показать его во всей неприглядности его подлинной классовой сущности - разве это не великая и почетная задача, стоящая перед революционным художником наших дней?
Эту задачу день за днем, год за годом выполняет группа революционных художников, работающих в органе компартии САСШ «Daily Worker» и в революционном журнале «New Masses».
Имена крупнейших художников этого круга знают друзья и враги, их рисунки перепечатывают газеты и журналы всего мира, они становятся символами эпохи, и даже когда эти рисунки теряют свою злободневность, они все же в полной мере сохраняют свое художественное и идейное значение.
Ни одно из роскошных изданий буржуазии не имеет к своим услугам таких крупных художественных сил, как скромный орган компартии «Daily Worker», страницы которого украшены меткими рисунками Роберта Майнора, Фреда Эллиса и Вальтера Гроппера. Это тройка сильнейших, но не единственных. Редакции «Daily Worker», «New Masses», недавно организованный клуб имени Джона Рида стали художественной школой, привлекшей лучшие силы молодого американского искусства. Здесь работают Гуго Геллерт, Якоб Борк, Луи Лозовик, Отто Соглоу, Адольф Ден, Гарри Стен - берг, Ган Кольский, Арт Юнг и многие другие даровитые графики.
Редактору «Daily Worker», одновременно крупнейшему графику и журналисту Роберту Майнору в этом кругу принадлежит роль учителя и вождя, Фреду Эллису - место наиболее яркого художника, способного тягаться даже со своим другом Робертом Майнором. «Никогда он не создал ни одного шаржа, который не служил бы борьбе пролетариата. Его шаржи, нередко отмеченные печатью гения, ставят его в ряды крупнейших политических рисовальщиков наших дней», пишет о Фреде Эллисе сам Роберт Майнор.
Надо знать те условия, в которых работают революционные художники, чтобы в полной мере оценить это заявление Майнора. «Никогда не создал ни одного шаржа, который не служил бы борьбе пролетариата». Это значит, что Эллис никогда не шел на компромисс, никогда не служил своим карандашом буржуазии, никогда не печатал своих рисунков на страницах буржуазной прессы, которая за последние годы неизменно пытается переманить крупнейших революционных художников. Соблазненные крупными окладами буржуазных издательств, от революционной печати отошли Фиц Патрик, Бордман Робинсон, Клайв Уид и многие другие художники. Фред Эллис никогда не шел на такие компромиссы. Его биография - это послужной список революционера, отдавшего все свои силы мировому коммунистическому движению. Фред Эллис родился в Чикаго. Шестнадцати лет он поступает чернорабочим на знаменитые чикагские бойни, описанные Синклером в романе Джунгли. Три с половиной года работает Эллис на бойнях. В 1905 г. наступает большая чикагская забастовка и Эллис оказывается в рядах бастующих. Забастовка длится семь месяцев. Эллис использует это время для посещения художественной школы. По окончании школы Эллис работает как рекламный художник, до последнего времени оставаясь членом союза рекламных художников. Как художник рабочего движения Эллис выступает уже в 1914 г. Последние четыре года он работает исключительно в партийных органах: в «Daily Worker», «Liberator», «Workers Monthly», «Роте Фане» и наконец в «Правде».
За эти годы Фред Эллис выдвинется как крупнейший политический рисовальщик. Эллис откликается на всякое значительное явление нашей эпохи. Успехи Советского союза и революционного Китая, преступления империализма, подготовка новой мировой бойни, казнь Сакко и Ванцетти, грабеж колоний, предательская работа лидеров желтых профсоюзов, планы Дауэса и Юнга, дипломатические конференции и темные аферы дельцов с Уолл - стрита - все находит отражение в рисунках Эллиса.
Эта широта политического кругозора резко выделяет Эллиса из среды близких пролетариату революционных художников Запада. Мазерель облекает свой протест против буржуазного общества в глубоко субъективные и индивидуалистические формы. Гросс даже в то время, когда он активно работал в германской компартии, всегда ограничивался узко - национальной, немецкой революционной тематикой; художники старшего поколения: Кете Кольвиц, Цилле, Стейнлейн, изображали нищету и страдания трудящихся масс, но никогда не стояли на четкой классовой точке зрения.
Эта ограниченность чужда Эл - лису. «Искусство - оружие» и Эл - лис неизменно использует это оружие в интересах единственной революционной силы, способной пересоздать лицо старого мира.
В ряде ярких символических образов раскрывает Эллис современную классовую борьбу. Его «Военный марш», изображающий буржуа, разыгрывающего как на гигантском органе на стволах орудий милитаристическую симфонию, лучше всего передает насыщенную порохом атмосферу наших дней. Меч империализма, который порабощенные народы влекут по залитой кровью равнине к грядущей войне, вот другой, не менее красноречивый символ империализма.
Министерство финансов, превращенное в кормушку для свиней - сатира на продажность буржуазных чиновников. Закованный в цепи пеон, несущий тяжелый крест, которого конвоирует католический священник, - вот картина «Мексики добрых старых дней». Кандидат в президенты, трон которого воздвигнут на штыках наемной армии Уолл - стрита и освящен крестом католической реакции, - вот картина Мексики наших дней. Жуткий рисунок, изображающий ночное кладбище, на котором буржуа рядом с могилами Сакко и Ванцетти роет могилы для новых жертв, - вот еще один художественный документ, обличающий буржуазных палачей...
Каждый из этих рисунков - пощечина старому миру, каждый из них срывает маски, обличает врага, каждый из них является снарядом, пущенным меткой рукой в классовых врагов пролетариата.
Наряду с этими сатирическими рисунками, полными гневного пафоса, Эллис умеет изобразить и новый, нарождающийся мир: комсомольца, встречающего зарю нового дня, революционный Китай, вступающий в борьбу с мировым империализмом; с любовным юмором изображает он типы пролетариев, читателей коммунистической «Daily Worker».
Излюбленным изобразительным средством большинства советских и революционных западноевропейских графиков является графически четкая линия и плоскостная, плакатно трактованная игра черно - белых пятен. В отличие от них Эллис исключительно пластичен и живописен в своих рисунках. В этом отношении творчество Дени, Моора или Мазерееля диаметрально противоположно графической манере Эллиса. Он любит подчеркивать движение жирной линией карандаша, использовать зерно бумаги для выявления мягких живописных переходов черно - белого, вызывая карандашом те же живописно - пластические эффекты, которых Донье достигал средствами литографии.
Таким образом Эллис не является «революционером формы». Непрерывная цепь формально - художественных традиций ведет от революционных мелкобуржуазных художников - Донье, Стейнлейна, Кете Кольвиц - к Эллису. Однако Эллис насыщает эту старую форму новым классовым содержанием, возрождает только те художественные формы прошлого, которые способствуют выявлению его темперамента революционера. Он всегда помнит, что искусство - это оружие. Это делает Фреда Эллиса одним из первых и крупнейших подлинно пролетарских художников.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.