Горы никогда не могут, наскучить, потому что они разные. Можно без устали разглядывать их: синие издали, зеленые вблизи. Разглядывать с пеших троп, из автомашины, из иллюминатора самолета, со спин крепких, выносливых коней. Они словно скрывают что-то. И чудится: сейчас раздвинутся, и мы увидим самое интересное...
Как и сейчас, вершины их синели и тогда. Как и сейчас, видели их мцхетские жители, собираясь у домашних очагов.
Если хочешь Великую Мцхету «окинуть мигом», надо подняться на вершину прекрасной Зедазени. Когда-то здесь, как и в Армази, стояло языческое божество. Сейчас – руины монастыря.
С высоты Зедазени таким маленьким, игрушечным кажется самый красивый и лучше всех сохранившийся храм, который мцхетцы выстроили на горе, прямо против слияния Арагвы и Куры. Именно его имел в виду Лермонтов в своем «Мцыри». Сначала (по преданию) на этой вершине «просветительницей» Грузии Ниной был поставлен деревянный крест, символ новой религии. Затем правитель Грузии Гуарам рядом с крестом построил маленький храм. А вскоре (это было в конце VI века) над крестом и малым храмом появился объявший их обоих храм Креста Мцхетского, тот, что мы видим и сегодня. Видим и поражаемся яркому дарованию неизвестного архитектора, его высочайшему вкусу и строительному мастерству. Джвари (так называется храм по-грузински), поставленный над крутым обрывом на подпорную стену, естественно венчает гору. Он как бы врос в нее или вырос из нее. И смотрится отовсюду – прямо, сбоку, сверху, снизу, – и умиротворяет своим строгим лаконичным силуэтом, и внушает уважение к людям, которые могли так смело творить и так остро ощущать красоту.
К этому времени древняя Мцхета сняла уже с себя полномочия столицы. Она несла их восемь столетий. Царь Вахтанг Горгасал перенес свою резиденцию в Тбилиси, Мцхета же осталась центром религиозным. Можно сказать, что, отъединившись от политических и экономических государственных забот, она с тем большим рвением посвятила себя идеологии. И если в дохристианской Мцхете о времени и о себе рассказывают подземные памятники, то после утверждения христианства представление о мцхет-ской жизни складывается в основном по тому, что осталось на земле. Да, археологи тут уступают место исследователям древнего зодчества.
В самой гущине Мцхеты стоит кафедрал Светицховели (Животворящий столп) – богато орнаментированная и великолепно организованная каменная громада, свободно противостоящая окрестным горам. Начало XI века. Архитектор Арсукидзе.
Возле Самтаврского поля с древними погребениями – храм Самтавро. Тоже XI век. И тоже хорошо тесанный желтоватый камень. В красивом ущелье Армази – развалины Армаз-ского монастыря, который в свое время был убежищем великого моурави Георгия Саакадзе... На вершине Армази – маленькая часовня на месте армазского идола... Не менее сорока памятников архитектуры донесла до наших дней Мцхета. Сколько в каждом из них труда человеческого, а вокруг них – страстей и борьбы!.. На одной из самых оживленных туристских дорог республики лежит Мцхета. И неудивительно, что здесь так людно: древняя история земли грузинской стала в наши дни достоянием всех граждан Страны Советов – нашим общим культурным наследием.
Да, Мцхета – город-музей... Но музей особый, где прошлое и настоящее
неразделимы. Из поколения в поколение выращивается здесь знаменитый
сад Мамулашвили – образец садоводческого декоративного искусства, для
художников многих национальностей мцхетские сокровища – источник
вдохновения, каждый житель сегодняшней Мцхеты ничуть не хуже профессионального гида может рассказать вам о Мцхете Великой...
И символично, что именно городская комсомольская организация шефствует нынче над памятниками старины. Юность и далекое прошлое края идут здесь рука об руку.
С вершины Зедазени видно сегодня многое и вдаль, и вглубь, и вокруг, и прямо перед собой. Видна и седая старина и дорога, без устали несущая на себе потоки машин. Видны туристские кемпинги и железнодорожные составы, спешащие в Москву и из Москвы, Земо-Авчальская ГЭС и памятник Ильичу у плотины, один из старейших памятников основателю первого в мире государства рабочих и крестьян.
А там, дальше – здание экспериментального атомного реактора института физики Академии наук республики, водохранилище со спортивной лодочной базой...
Много, много всего на одном пятачке!
И ничто не мертво, все в движении, все живет...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.