перевод с англ. П. Охрименко
«Слон стар уже в первый день своего рождения», говорят туземцы Бирмы, и белый человек, наверно, никогда не поймет, что они под этим подразумевают. Быть может, они имеют в виду его розовую старческую кожу и его смешные, неуклюжие движения, и его пискливый, дрожащий голос. Или, быть - может, они подразумевают под этим, что родится он на свет с мудростью, свойственной лишь пожилому возрасту. И это верно: если есть в мире животное, имевшее богатую возможность приобрести познания, то это, прежде всего, можно сказать о слоне, ибо порода слонов - самая древняя порода животных на земле.
Слон настолько древнее животное, что его как - будто даже странно видеть в наше время. Его длинный хобот, его огромные размеры говорят о далеком прошлом. Он представляет собою остаток породы животных, которая когда - то господствовала в мире.
Давно, очень давно, когда мир был еще молод, когда только что произошло образование гор, и еще не было ледников, сползших впоследствии с гор на равнины и принесших с собой холод, слоны были владыками на земле. Но постепенно они были побеждены в борьбе за существование. Их великие собратья, мастодонт и мамонт, совершенно исчезли, а они сами в настоящее время исчисляются всего несколькими тысячами.
Но благодаря тому, что они с незапамятных времен живут на земле, они обладают богатым опытом, какого не знает ни одно из животных, они кажутся какими - то почтенными мудрецами, живущими в мире детей. Они подобны последним ветеранам далекой войны, сохранившим воспоминания о давно забытых лицах и событиях.
В отдаленной области Британской Индии, в дикой провинции Бирме родился Муцтах.
Мало осталось таких мест в мире, где бы слон, находящийся в неволе мог слышать при рождении призыв своих братьев, живущих на свободе в джунглях. Место рождения Муцтаха находится в углу Бенгальского залива, неподалеку от истока реки Ировади, на севере от о. Явы. Это очень дикая и мрачная местность, не поддающаяся описанию. Она покрыта огромными непроходимыми лесами, по ней лениво катят свои воды неизвестные реки, мрачные безмолвные джунгли тянутся на огромное пространство.
Маленький Муцтах весил ровно двести фунтов при рождении. Но в этом еще не было ничего удивительного. Слонята обычно имеющие при рождении не больше ста восьмидесяти фунтов, нередко достигают и двухсот. Удивительно было то, что обнаружилось лишь впоследствии. Когда махута, разбудили родовые крики слонихи, он воскликнул, обращаясь к своей жене: - Фаи! Приходилось тебе слышать, чтобы слониха кричала так громко при родах? Малыш, которого завтра ты увидишь у нее под брюхом, наверно весит больше тебя. Это был далеко не обидный комплимент его полной жене. Женщины Бирмы нравится быть полной. Махут начал раздувать головню, и черты его лица казались острыми и напряженными, когда пламя, вспыхнув, осветило их. Он уже взвешивал в своем уме, сколько он получит за Муцтаха. Он был слонолов по ремеслу, находясь на службе у саиба Дугана, и слониха, только что породившая на свет сына, была его собственностью. Если этот слоненок породы Кумирия... Махут знал каждого слона от головы до хвоста и был прекрасно знаком со всеми тремя видами, составляющими эту породу. Наименее ценным типом из этой породы является Миерга - легкий, тонкокожий слон, с маленькой головой, слабым хоботом и весьма ограниченным разумом. Этот вид встречается почти в каждом слоновьем стаде. Представители этого вида часто рождаются на свет от лучших, породистых родителей и являются для людей, разводящих слонов, такой же загадкой, как для свиноводов - свинья с острой спиной. Затем идет второй вид Двасала, составляющий огромное большинство всякого стада, - хороший сильный, разумный тип слона. Но третий вид, Кумирия, лучше всех; и когда в стаде, находящемся в неволе, родится слоненок этого типа, его появление на свет встречается общей радостью. Это совершеннейший тип слона - тяжелый, пропорционально сложенный, доверчивый и бесстрашный - вождь среди слонов.
Махут бросился к загону, ибо он знал, что роды окончились, - крики матери замолкли. Мрачные, дикие джунгли окружали его со всех сторон. Ненарушимая тишина царила вокруг. Но вдруг, когда он стоял у загона, подняв высоко над головой горящую головню, джунгли огласились призывным ревом слонов.
Он удивленно повернул голову. Жители Бирмы и особенно те, кто занимается охотой на слонов в джунглях, страшно суеверны; и махуту невольно представилось, что этот дикий, призывный рев имеет какой - то скрытый смысл, поскольку он прозвучал так громко, торжественно и длительно. Он был так похож на знаменитый слоновый салют, которым при некоторых обстоятельствах эти огромные животные выражают свои чувства.
- Вы приветствуете этого малыша? - воскликнул махут. - Но ведь он не такой как вы, не дикий. Он родился не в джунглях, а в загоне, где будете и вы после следующей охоты.
Дикие слоны затрубили опять, как бы в насмешку над его словами. Великая сила дана им для того, чтобы господствовать в джунглях, а не для того, чтобы таскать на себе огромные бревна и цепи.
Махут повернулся лицом к загону и еще выше поднял горящую головню.
Да, этот маленький слоненок, несомненно, был породы Кумирия. Трудно было представить себе более совершенного слоненка. В глазах махута вспыхнул огонек алчности. Поднеся головню еще ближе к слоненку, так что свет от нее заиграл в его глазах и на нежной шерсти его спины, махут присел на корточки и на минуту затаил дыхание, боясь, чтобы боги, видя его радость, от зависти не обратили добро в зло.
Нежная шерстка не была темно - розовой, как это обычно бывает у слонят. Она была определенно светлая - лишь чуточку темнее обыкновенного белого цвета.
Слонолов сразу сообразил что это значит. Среди слонов, как и среди других животных, иногда родится альбинос. Совершенно белого слона, до недавнего времени, еще никто не видал, но в очень редких случаях родятся слоны с очень светлой или чуть темной шерстью. Такие слоны покупаются по баснословным ценам малайскими и сиамскими принцами, для которых белый слон - величайшее сокровище, каким только может обладать принц.
Муцтах был далеко не альбинос, но его кожа была определенно беловатого цвета. И слонолов прекрасно понимал, что завтра саиб Дуган заплатить ему столько, сколько ему не заработать и за всю жизнь, за этого маленького, еле держащегося на ногах слоненка.
Детство маленького Муцтаха (что на бирманском наречии означает «белая гора») совсем не было радостным. В его крови жило воспоминание о роскошных, девственных лесах джунглей, и жизнь в темном загоне казалась ему скучной и тягостной.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 50 - й годовщине со дня смерти
Из записок туриста