… Если работа - полет

Михаил Полячек| опубликовано в номере №1261, декабрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– От винта!..

И дрогнула земля. Растопырив четыре крылышка, элеронами шевеля, самолет побежал вприпрыжку и, гудя все громче, мажорней, будто пробуя бас моторный, привстает, привстает на цыпочки... Оторвался... И в небо выскочил. Вот – взлетел. Заложил вираж. И легко вознес на качели пассажиров, почту, багаж... Полетели.

Полетный день в горах длится точно по календарю: от восхода до заката. Но моторы просыпаются раньше солнца, и как только первые лучи касаются земли, машины взмывают в небо. Гудят моторы над равнинами и над горами – эхо заполняет ущелья. Без авиации не представить сегодня жизнь горной республики. Сельхозработы. санрейсы, пассажирские и грузовые перевозки, патрулирование горных дорог – обычные дела. В несколько необычных условиях.

Летом вертолет МИ-8 постоянно дежурит у подножия пика Ленина, обслуживает высотный лагерь альпинистов. «Красота удивительная, – рассказывали вертолетчики. – Но, честно говоря, красоты все-таки меньше, чем опасности: базируемся на высоте 3600 метров, приходится садиться на четырех тысячах и даже чуть повыше. Воздух разреженный, не держит машину, при посадке нужно место для пробега, а площадки козлиные. И подбирать их приходится с воздуха, пролетом. Метеообеспечения тоже нет, сюда ж, кроме нас, никто не летает...»

30 июня, как обычно, МИ-8 взлетел с основной своей площадки, развернулся и пошел вдоль хребта. Командир экипажа Владимир Петрович Сергиенко перевел двигатели с взлетного режима на номинальный. Вдруг – хлопок, машину слегка тряхнуло: остановился правый двигатель. Для вертолетов МИ-8 это случай редчайший, и сама машина и двигатели надежны. Правда, вертолетчики все равно тренируются, садятся с одним двигателем, но не на такой же высоте, где и с двумя – не зависнуть...

Спрашивать, что чувствовал, о чем думал экипаж в те минуты, бесполезно. Не вспомнят. Не до того было: они работали. Вертолет не планер. Но мощности одного двигателя все-таки хватило, чтобы, теряя высоту, удерживать машину в повиновении. Они высмотрели площадку, уступ на склоне, на высоте 3150 метров. И вертолет Сергиенко сел, как влитой. Ни царапинки!

Едва ли в истории вертолетной авиации есть примеры вынужденных посадок, – благополучных, разумеется, – на таких высотах.

Эта часть аэропорта всегда остается как бы на периферии нашего пассажирского восприятия. Пока самолет совершает мощный разбег по ВПП – взлетно-посадочной полосе – или когда он умиротворенно катится к стоянке, мы заняты: пристраиваемся в креслах, озираемся в поисках стюардессы, соображаем, встретят ли нас и велика ли очередь на такси... Лишь мельком, глянув в иллюминатор, замечаем стрекозиные силуэты безотказных тружеников АН-2 и вертолеты, приземистой посадкой и провисшими усами винтов похожие на жуков неземного происхождения.

Промелькнули – и мимо.

А сегодня у меня появилась возможность наглядеться на них всласть: затем и приехал. Можно было даже фамильярно похлопать их по плоскостям.

Бипланы легки, изящны своей старомодностью. Вертолеты выглядят строго – мысль приходит не о красоте и изяществе форм, а скорее о силе, о мощи, скрытой в коренастом металлическом теле. Не случайно АН-2 зовут Аннушками, Антонами. – с несколько покровительственной любовью. А вертолеты не располагают к фамильярности, если их иногда и называют «курносыми»., то как бы за глаза. Серьезные мужики. Так и тянет их величать по имени-отчеству, скажем: Михаил Иванович-Восьмой...

Над аэропортом разгоралось утро, и все чаще мимо стоянок малой авиации проносились по взлетно-посадочной полосе стрелоподобные лайнеры, нарастал басовитый рык прогреваемых моторов, один за другим поднимались на столбах пыли вертолеты, и АН-2 деловито выруливали на ВПП.

– Все, что выше трех тысяч, – наше, – гордо заявил Юрий Васильевич Панибратец, когда нас познакомили.

Но сначала его не было, утром сообщили, что он сидит в Целинограде и его держит погода, потом – что вылетел, еще потом – что вот-вот приземлится. И, пока его не было, начальник штаба Борис Иванович Калганов вводил меня в курс дела, так сказать, предварительно.

В Киргизии МИ-8 – это гидрометеорологическая, противолавинная и горноспасательная службы, обслуживание автоматических и релейных радиостанций. Транспортировка на внешних подвесках деталей опор для ЛЭП-500. Гравиметрические съемки. Грузовые рейсы на отгонные пастбища... Всего не перечислишь.

Тут Борис Иванович прислушался и с облегчением сообщил:

– Вон уже командир хлопает винтом. Он вам все и расскажет.

Панибратец вошел взлохмаченный,

возбужденный и громкий: двое суток гнал вертолет с севера Тюмени, а теперь по инерции все еще перекрикивал шум винта, – с его голосом это было раз плюнуть. Произнес вступительную фразу и жадно закурил протянутую кем-то «Приму».

– В горах – тонкая работа. Вот несешь опору для ЛЭП. Три с половиной тонны под брюхом. Все принимай в расчет: склон, ветерок, метеоусловия. Подходишь к перевалу – тебя вверх поднимает, только перевалил – вниз бросило. Нужны опыт и голова, верно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ускоритель прогресса

Владимир Кириллин, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, академик. Беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешков