УТРОМ весь интернат разглядывал новые штиблеты Пети Карнаухова. Единогласно постановили именовать эти огромные желтые башмачищи «последними в жизни» или «по зубам буржуазии».
Потом в школе был зачет по обществоведение, прорабатывался отдел Коммунистического манифеста, и Зинаида Ивановна спросила зазевавшегося Петю:
- Представь себе, что ты приходишь на одну из наших фабрик и рабочие тебе жалуются на недостаточную зарплату. Что ты им на это скажешь?
Петя встряхнул шибко взлохмаченной головой, окончательно отрываясь от штиблетного великолепия:
- Скажу... я скажу, что они получают еще прибавочный продукт в виде культобслуживания, коммунальных услуг и прочее...
- Ну, а что такое диалектика? Чему учил Дарвин? Кто такой Гегель? - не унималась Зинаида Ивановна.
Зачет подвигался медленно, как мотоцикл по вспаханному полю. За дверями класса гулко звенел рояль, топотали десятки ног. Там у старшей группы был час физкультуры, и четко маршировали под музыку пообтесавшиеся в военизированных походах комсомольцы. А рядом в монастырских мрачных коридорах бывшего института благородных девиц было так пусто и тихо, словно и не было никогда тех 350 ребят, которые учатся в школе имени Радищева.
Монотонно тянулись стены, оклеенные разными лозунгами. Наконец, я совершенно запуталась в коридорном лабиринте, но тут на мое счастье показался бегущий во всю мочь пионер. Он понемногу замедлил бег смуглых коленок:
- Вы куда?
- А ты куда?
- Я в мастерские, надо кончать работу по металлу. - Можно мне поглядеть на твою работу?
И через секунду мы среди лязга, грохота, железного скрежета, блеска металлических опилок, мы в самом сердце Радищевки - в ее мастерских. На долю сердца школы приходится очень много работы, т. к. Радищевка имеет индустриально - политехнический уклон. Здесь ребята получают необходимые трудовые навыки, приучаются владеть основными инструментами, вникают в суть производства, причем ВСНХ дал школе задание - выпускать учащихся с квалификацией слесаря не ниже четвертого разряда.
Программа школы составлена так, чтобы труд органически сливался со всей остальной учебой. Например, по физике ребята проходят рычаги, те же рычаги они чертят в чертежном классе и затем по своим чертежам вырабатывают рычаги в мастерской по металлу.
Склонившись над станком, стоит девочка с пушистыми, как хлопок, волосами. В черных, промасленных руках она держит металлическую пластинку.
- Казакова - самая способная, - указывает на нее инструктор, - успевает больше мальчиков. Теперь работает на точность, занята выработкой контрольных линеек.
Мы проходим по рядам, но на нас никто не обращает внимания, - так все увлечены работой. У всех засученные рукава, напряженные мускулы рук и на лицах выражение внимательного упорства. С гордостью показывают мне только - что полученный в подарок от фабрики им. Звонкова фрезерный станок:
- Теперь пойдет работа горячее, к тому же все звенья наши между собою соревнуются.
Оказывается, вся Радищевка разделена на 43 звена, по 5 - 6 человек в каждом. Эта система маленьких внутришкольных ячеек приучает людей с самого раннего детства делать все коллективно, помогать отстающим, воспитывает чувство товарищества.
Вообще школа имени Радищева похожа на огромную мастерскую, где формируется и созидается новый человек для новой жизни. Все организации школы подчинены одной цели - коммунистическому воспитанию молодежи.
Каков же человеческий материал, попадающий в школу?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.