К столетию со дня рождения Чернышевского
В ИЮЛЕ текущего года исполняется знаменательная 100 - летняя годовщина со дня рождения великого борца, писателя, критика и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. Чернышевский достоин того, чтобы его великая память была почтена нашим пролетариатом, всей нашей советской общественностью, журналистикой, литературой и критикой. Особо это относится к молодой поросли новых писателей, организованных во Всесоюзное Объединение Ассоциаций Пролетарских Писателей.
Это он - Николай Гаврилович Чернышевский - первый после Белинского, вместе с Добролюбовым, положил истинно - демократическое начало в нашей журналистике, в нашей писательской среде. Это он, отбиваясь на разных фронтах от наседавших на него идейных врагов, творил огромной важности произведения своего могучего пера, редактируя лучший боевой, в легальных условиях, вскоре закрытый царским правительством журнал «Современник», работая буквально не покладая рук в области обновленной критики, журналистики и разрабатывая по - новому проблемы этики и эстетики, привлекая все новых беллетристов - разночинцев. В то же время Н. Г. Чернышевский находил еще время писать свои знаменитые примечания к «Политической экономии» Милля, на которые обратил особое внимание Карл Маркс, причислявший Н. Г. Чернышевского к величайшим умам человечества и захотевший для знакомства с его произведениями изучить как следует русский язык.
Николай Гаврилович, с самых юных лет своих ставший революционером и борцом, прекрасно знал свою неминуемую участь, ту тернистую и тесную тропу, по который должны были пройти все честно мыслящие революционеры, настоящие борцы кровавой эпохи царствования Александра II. Арестованный, сидящий в одиночном заключении в Петропавловской крепости, он продолжает творить свои произведения, и оттуда, из - за тюремных сырых и мрачных стен, прислал он служившее образцом поведения для демократической молодежи того времени, полное мужества, беззаветной преданности и веры в лучшее будущее, свое знаменитое произведение «Что делать».
Из Петропавловской крепости, приговоренный к торговой казни, он был отправлен на площадь для всенародного посрамления у позорного столба, где самодержавный деспот издевался над ним, одетым в каторжное, арестантское одеяние, рукою палача. Потом - дальняя Сибирь, многогодняя одиночная ссылка в отдаленные места нашего Сибирского севера, вечный непрерывный труд над переводами громадных сочинений, наконец, освобождение из ссылки, переселение в Астрахань и смерть в Саратове.
Трудно описать все те мучения, всю ту тяжелую драму, которую пережил Николай Гаврилович Чернышевский, этот титан мысли, непреклонной воли, страстный, самолюбивый и гордый человек - революционер. Он обнимал всю западноевропейскую культуру того времени, стоял на высшей грани образования своего века, знал многие языки, выработал в себе совершенно исключительную работоспособность, поглощая бесконечное количество страниц - в своем чтении, и писал так много, как никто до него. И он, жаждавший борьбы с самодержавием, должен был, как орел, заключенный в клетку, погибать в отдаленных заимках Сибири, окруженный особо сильным пристальным дозором царских жандармов.
И мы, современники Октябрьской революции, знающие, что к нашей социалистической революции наш рабочий класс, вся наша общественность, все живые силы нашей страны подготовлялись издавна революционными деятелями предшествующих поколений, должны особенно чтить память Николая Гавриловича. Мы должны, прежде всего, ознакомить широкие массы, как с его биографией, так и с его произведениями, которые, к стыду нашему, до сего времени далеко еще не все опубликованы. Каждая строка этого нам близкого и родного писателя, должна быть изучена нами.
Мы должны помнить, что Владимир Ильич не только с особой любовью, но каким - то благоговением относился к Чернышевскому. А мы знаем, что Владимир Ильич ценил в людях более всего беззаветную преданность делу революции, делу борьбы за освобождение рабочего класса и всех трудящихся от ига самодержавия, от ига капитализма, от ига всех тех начал, которые веками порабощали жизнь трудящегося человека. Этот завет отношения Владимира Ильича к Чернышевскому для нас должен быть особенно памятен.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.