НЕДАВНО в газетах промелькнула теле грамма:
ПАРИЖ. - Французское правительство отпустило 12 миллионов франков на разработку проекта сооружения железной дороги через африканскую пустыню Сахару. Посмотрите на карту. Зачем нужна эта дорога? Что будет возить она из мертвой Сахары, все богатство которой - раскаленный песок, жгучее солнце и дразнящие, обманчивые миражи? Какие таинственные клады на берегах реки Нигера - конечного пункта предполагаемого нового железнодорожного пути - оправдают затраты в сотни миллионов рублей? Там живут только вымирающие негритянские племена, крокодилы да розовые изящные фламинго.
Так неужели из - за этого можно рискнуть на гигантское предприятие, равное которому не знала еще железнодорожная техника? Проведение железной дороги через безводную тысячеверстную пустыню под жгучим африканским солнцем даже для теперешней всемогущей техники - исключительное по трудности дело.
Где же разгадка этого страстного желания французского правительства истратить сотни миллионов рублей на Транссахарскую дорогу?
Секрет этого желания три ближайшем рассмотрении оказывается простым.
Империалистическая война многому научила французское правительство.
Оно поняло, что надеяться во время войны на своих собственных солдат довольно рискованно: большевистские идеи упрямо проникали сквозь толстые казарменные стены и сильно «испортили» бравых французских солдат.
Более надежны цветные войска, - те черные негры африканских колоний, с которыми можно меньше церемониться, и которые пока сравнительно послушны приказанию «белых господ». Главный же резервуар, откуда можно черпать французских черных солдат - Нигер и Сенегал, страны Западной Африки, отделенные от Франции непроходимыми песками Сахары.
Но как перекинуть их в Европу в случае войны? Пока есть единственный путь - по морю вдоль северо-западного побережья Африки. Но этот путь - рискованный путь. Представьте себе, что Франция вступила в войну со своим «другом» Англией: к этому, ведь, лихорадочно готовятся оба «любящих союзника». Истребители и подводные лодки британского флота не пропустят тогда ни одного транспорта черных войск на европейский материк. Значит - надо иметь другой, более надежный путь для питания фронта черным резервом.
Этот путь - только через Сахару. И французское правительство не скупится бросить сотни миллионов рублей на это явно убыточное предприятие.
Правда, официально кое - кто из французов еще пытается кому - то доказать, что экономически дорога оправдает себя, но для всякого ясно, что это - пустая болтовня. На самом же деле дорога через Сахару, это - великий невольничий путь, по которому черных рабов повезут умирать от орудийного и пулеметного огня на полях Европы, защищая своих «культурных белых покровителей».
Надо отдать справедливость французам - они затевают гигантское предприятие. И они имеют право утверждать, что у них есть много шансов на его осуществление. Потому что намеченная ими железная дорога через Сахару - «это второй шаг к завоеванию мертвой, тысячеверстной пустыни. Первый шаг уже сделан: с 1923 г. через раскаленные пески Сахары два раза в неделю установлены регулярные рейсы блестящих автомобилей Ситроена.
Надо сказать, что во Франции существует «автомобильный король № 2» - второй после Генри Форда - знаменитый Ситроен, который ухитрился провести через Сахару автомобильную дорогу. Он обслуживает ее своими собственными машинами - громадными, прекрасно обставленными автобусами; через каждые несколько десятков километров Ситроен построил роскошные станции, и теперь у богатых, не знающих как использовать свое свободное время европейцев появилось новое модное правило: прокатиться по этой дороге, выбросить там 4.000 рублей за билет и столько же на прочие расходы, чтобы иметь потом право рассказывать, что зимой они побывали в Сахаре и охотились на берегах Нигера на крокодилов и бегемотов.
Исключительное зрелище представляет из себя этот автомобильный поезд Ситроена.
В центре колонны - громадные, блестящие ослепительной белой краской, пассажирские машины, с поразительной роскошью обставленные внутри. Для легкости они сделаны из алюминия, и их деревянный верх, обтянутый брезентом, устроен так хитроумно, что даже днем он не пропускает палящие лучи африканского солнца. Воздух попадает внутрь автомобиля через особые отверстия.
В боковых стенах, двойная сетка которых очищает его от пыли и песка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.