Старушка Дюре обитает в двух шагах от кооператива и является его постоянной клиенткой.
Веселая и остроумная, она, казалось, сдала в наем свое сухонькое, костлявое тело какому - то молодому жизнерадостному духу. В кооперативе ее любят, считают своей.
Однако, сегодня старушка Дюре не улыбается. Ее синие, потрескавшиеся губы злобно сжимаются, подбородок подпрыгивает, а маленькая костлявая рука ее грозит какому - то врагу.
- Слушайте, дорогие мои! - кричит она своим пронзительным голоском, похожим на скрип испорченного громкоговорителя. - Слушайте, сегодня вы меня угостили странным сахаром. Пришла, сварила компот, а вышло не сладко, а горько. Нет, товарищи, это вам даром не пройдет! После завтра на делегатском собрании я вам все кишки вытяну и такую крысу в желудок пущу, что не поздоровится.
Отец Мотье пробует успокоить старушку.
- Что значит порченый сахар? Быть может, какая - нибудь досадная случайность? Может быть, кошки или крысы?.. Кооператив извиняется, и если мадам Дюре все же утверждает, что сахар плох, ей выдадут новый пакетик бесплатно.
Под впечатлением спокойного голоса Мотье мадам Дюре успокаивается, соглашается принять новый пакетик, но все же предварительно пробует, а попробовав подпрыгивает, визжит, плюется и снова кидается на отца Мотье.
Пробует и Мотье и, несмотря на силу воли, не может удержать гримасу. Действительно, сахар больше напоминает стрихнин, формалин, персидский порошок, чем белые сладкие кристаллики.
Дагобер проверяет мешок. Тоже пробует и тоже плюется. Через минуту врывается другой посетитель. Этот требует объяснения по поводу отвратительного кофе. За ним третий - молодой доктор в черном котелке, известный деятель социалистической партии, - язвительно утверждающий, что, по-видимому, кооператоры решили проводить у себя методы своих политических друзей из советской России, а именно: бороться с скученностью населения путем отправления на тот свет каждого десятого.
Количество протестантов увеличивается с каждой минутой. Все продукты, сохраняемые в мешках и никелированных вазах, испорчены. Отец Мотье, проклиная весь мир, отправляется для объяснений в центральный склад. Елена спешно возвращает уплаченные за негодный товар деньги.
Наконец, лавка закрыта. На улице Елена делится своими догадками с Дагобером:
- Провокация со стороны какого - нибудь частника. Ночной посетитель подсыпал какой - нибудь дряни в продукты.
Дагобер вспоминает бродягу. Уж не этот ли подозрительный тип пролез в кооператив по поручению соседа - торговца?
В 12 часов Дагобер и Елена осторожно по лестнице, через крышу пробираются в кооператив. Садятся на мешки с испорченным сахаром и ожидают. Бегут минуты. Молчание нарушает Дагобер. Стараясь сквозь темноту рассмотреть лицо Елены, он заговаривает с ней о политике.
Дагоберу хочется поднять свой престиж в ее глазах показать ей, что он не мальчишка, а вполне взрослый, сознательный человек, умеющий хорошо во всем разбираться. Елена удивлена.
- А я никогда и не подозревала, что ты, мальчуган, не имеющий никакого отношения к партии, можешь так хорошо ориентироваться в политических вопросах. Забавно! Забавно! Уж не коммунистом ли ты думаешь стать? Ну что ж, ты парень хороший. Можно и рекомендацию подписать.
При этих словах Дагобер гордо улыбается. Почему бы ему, собственно, и не рассказать Елене, кто он? Елена член компартии, руководительница кооператива, ей можно довериться. И уверенный в том, что его исповедь подымет его престиж в глазах девушки, он почти шепотом рассказывает ей о своей жизни.
Действительно, не успевает он окончить свой рассказ, как отношение Елены к нему меняется.
- Значит, ты подпольщик? Вот бы никогда не подумала. Молодчина! Ей богу, молодчина! Очень рада за тебя.
Дагоберу приятно, дьявольски приятно услышать такую похвалу. Он еще подробнее знакомит девушку с различными моментами своей жизни и как - то незаметно пододвигается ближе, ближе, пока маленькая женская рука не оказывается в его руке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.