Пятнадцать лет отделяют нас от 1914 года, года объявления мировой бойни. Давно подготовляемая конкурирующими империалистическими державами война официально была объявлена между царской Россией и не существующей теперь империей - Австро-Венгрией. На деле же это послужило сигналом к вступлению в бойню всех крупных капиталистических хищников и зависимых от них мелких государств (всего до 20 - ти национальностей). В этом кровавом столкновении под маской борьбы за цивилизацию сводили счеты империализм Германии и так называемая Антанта. -
1 августа 1929 года международный пролетариат объявляет днем протеста против милитаристических замыслов мировой буржуазии и днем солидарности Советскому Союзу - отечеству трудящихся всего мира.
В помещаемом низке очерке Травиничева рассказывается о походе германской подводной лодки V - 21 - одной из первых подводных лодок, предпринявшей террор против военных флотов. В рассказе капитана Херсинга (командира V - 21) - типичного империалистического вояки - нетрудно уловить оттенки героического авантюризма; это, конечно, не может изменить нашего отрицательного отношения к национальному антагонизму. Но если такие люди, как Херсинг, защищая интересы буржуазии, проявляли максимум преданности, изобретательности и храбрости, то в деле защиты пролетарского государства мы, молодежь Советской республики, должны быть готовы к неменьшему мужеству.
ОСЕНЬЮ прошлого года я возвращался из Америки на одном из германских «ляйнеров».
Я ни минуты не пожалел о выборе этого корабля. Грандиозный, комфортабельный, построенный по последнему слову техники, этот гигант как бы воплощал в себе идеи послевоенной Германии.
Весь первый день я провел в осмотре этого «плавучего города».
К ночи, когда затихли звуки музыки и танцев многочисленных «dancingroom' - ов» и толпа изящно и роскошно одетых людей, говорящих на всех языках мира, разошлась из салонов в не менее роскошные каюты, я вышел на палубу, чтобы рассеяться от утомившего за день детального ознакомления с многоэтажным гигантом.
Мерная и мощная работа машин, плавное покачивание корабля, всплеск разбивающихся о борт волн, шум винтов, изредка сухие разряды беспроволочного телеграфа, характерные звуки отбиваемых склянок, лаконическая команда с мостика, вся эта симфония большого корабля, освобожденная от дневного шума, производит всегда сильное впечатление, особенно ночью, среди океана. На баке пробило четыре склянки. Ого! уже два часа - пора спать. Пройдя по опустевшей палубе, я спустился по трапу к каютам. Навстречу мне по коридору шел высокий человек средних лет, с острым орлиным лицом и проседью на висках.
В его походке, во всей его фигуре, резком характерном профиле было нечто такое, что заставляло обратить на него внимание.
Вот неожиданная встреча! Отто фон Херсинг - знаменитый «подводный корсар», как его окрестили англичане!
Я не был знаком с ним, но его лицо я слишком хорошо запомнил по фотографиям в немецких газетах и журналах во время войны.
Херсинг был первый из командиров подводной лодки, натопивший в начале сентября 1914 г. английский крейсер «Пасфейндер» - первый военный корабль, потопленный подводной лодкой. После его карьера подводного корсара шла уже с головокружительной быстротой.
Потопив несколько пароходов у берегов Франции, Херсинг первый решается на неслыханный для того времени переход в Ирландском море.
В начале 1915 г. подводная война только еще началась, но ужас постепенно уже сковывал силы и волю торговых моряков.
К западу между Англией и Ирландией было пока еще спокойно.
Корабли ходили по Ирландскому морю в Ливерпуль и обратно так доверчиво, как будто рядом, в Северном море, и не разыгрывались жуткие морские драмы.
Кто мог предположить, чтобы лодка могла так далеко отойти от своей базы? Однако, лодка U - 21 уже шла в Ирландское море. Для сокращения пути надо было пройти Ла-Манш. Минные поля, сети, корабли противников кишели в нем. Ошибка англичан помогла Херсингу. Он обходил сети с их заметными буями, прошел минные поля в отлив, когда неправильно поставленные мины качались на поверхности на полном виду, шел нередко на максимальной глубине и избег преследования эсминцев, конвоирующих английские военные транспорты.
Через канал Св. Георга - в Ирландское море, к Ливерпулю.
Под Ливерпулем Херсинг произвел первые налеты.
Вблизи доков находился аэродром. Ряд ангаров открыто располагался на берегу. Самолеты стояли на берегу, часть кружилась в небе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из рукописей, полученных на конкурс «Смены»