Некоторые думают, что главными признаками товарищества служит залихватское обращение друг с другом, глупый жаргон с употреблением словечек в роде «задрыга», «зануда», а главное - совместное бузотерство и выпивка. На самом деле во всем этом нет ничего, что связывало бы людей в действительно прочный, проникнутый едиными идеалами, единым жизненным смыслом коллектив. Так понимали товарищество немецкие студенты - бурши или веселые обитатели Латинского квартала в Париже, которые, сочетая кутежи с наукой, проводили время в разных драках, попойках, поединках и тому подобном показном молодечестве. Но, расходясь, они оставались каждый сам по себе, каждый со своим проектом «карьеры», со своими личными жизненными планами.
Наше товарищество должно быть другим.
Прежде всего, каждый должен чувствовать ответственность за судьбу товарища.
В чем разница двух приведенных выше примеров?
В первом случае никто не интересовался тем, какой зигзаг может сделать на своем жизненном пути Т. В. Во втором случае судьба Кучука взволновала и заставила насторожиться товарищей. В первом случае товарищества в подлинном смысле этого слова не было, во втором - оно налицо.
На ватной фабрике Деткомиссии ВЦИКа произошел следующий случай. Комсомолец Пучков, клявшийся в любви работнице Л., потом стал публично хвастать своими успехами. Это так повлияло на девушку, что она покончила самоубийством, оставив товарищам письмо, в котором просит не осуждать ее за «некомсомольский поступок».
Ребята, которые для того, чтобы лишний раз погоготать, охотно выслушивали россказни Пучкова - виновны в такой же мере, как и непосредственно толкнувший девушку на самоубийство Пучков. Чуткости, тревоги за судьбу своего товарища у них не оказалось. Значит, каждый продолжает жить собственными интересами, значит, подлинного товарищества у них нет и в помине.
Не нужно забывать, что в подобных случаях речь идет не только о трагической гибели отдельной личности, но и о потере одного из работников строящегося социализма. Цена человека для нас должна быть высокой. Попирая ногами человека, забывая о его судьбе, нельзя строить социализм, весь смысл которого в просветленном, очищенном от всех мук и всех пошлостей существования человеческого коллектива.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.