Первая тысяча

Н Северяк| опубликовано в номере №100, апрель 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый в СССР автомобильный завод «Алхо» выпустил недавно первую тысячу автомобилей своей конструкции. Ваш привет пионерам советской автомобильной промышленности

Счастливый первенец

Я СТОЮ на перекрестке улиц, бьющихся в нервных судорогах движения. По асфальтовым тротуарам лавиной плывут люди, едут извозчики, в скрежете рельс со звоном проносятся трамваи. В железобетонном шуме улицы непрерывно гудят автомобили. Над всей этой сложной жизнью в точке пересечений улиц вертушкой сигналов дирижирует милиционер. Вот вместе с поворотом его стрелки на двойных задних колесах свернул к магазину в переулок нагруженный кипами мануфактуры грузовик, пронесся аккуратный такси, и, покачиваясь, бесшумно подъехал к остановке на углу красно - желтый автобус.

У панели остановился мотоцикл, сошел человек, перейдя панель, он щелкнул замком у почтового ящика и, бросив в коляску, мешок с письмами, помчался дальше.

Из переулка с нетерпеливым звонком вылетела «Скорая помощь». Под звуки тревожных сигнальных рожков стремительно пронеслась на автомобилях пожарная команда.

На площади по всем направлениям, обгоняя пешеходов и трамваи, катились с пассажирами легковые автомобили.

Если в наших больших городах автомобиль лишь счастливый первенец уличного движения, то в европейско-американских центрах почти исчезли с мостовых рельсовые пути, они загнаны под землю или же на воздух, извозчик же во многих из них - музейная редкость. Заграничная улица во время движения - это сплошная муравьиная цепь бегущих автомобилей. Пешеходы не могут прорваться через этот поток, кроме установленных мест, где регулируется автомобильное движение. В Америке движение регулируется электрическими автоматами, а полисмен стоит сбоку на углу и является помощником электрического автомата.

Во избежание загромождения улиц в центре разрешается автомобилям только двигаться, но остановки воспрещены. Несмотря на множество общественных гаражей все - таки по ночам не хватает мест для стоянки, и вдоль панелей, светясь красными огоньками, стоят вереницы автомашин.

Я не знаю, сколько лошадей в Америке, но автомобилей там 23 1/2 млн., т.е. почти на каждые пять человек населения по автомобилю. Американцы считают для себя идеалом иметь автомобиль на четыре человека, или же 30 млн. для всей страны, хотя и теперь уже все население Америки по сигналу может в одну прекрасную минуту сесть на автомобиль и двинуться в любом направлении.

Король «дорожной вши» (Генри Форд)

Американский буржуа дешевый фордовский автомобиль зовет «дорожной вошью». Богатые считают позором пользоваться этим «фордом» и предпочитают другие более дорогие фирмы. Существует даже такая пословица: «Скажи мне, на какой ты машине ездишь, я окажу кто ты такой».

Но большинство американского населения - фермеры, рабочие и служащие - ездят на «форде». Весь секрет в том, что этот автомобиль, при хорошем качестве, очень дешев. В Америке он стоит от 700 до 800 рублей. Продажа производится в кредит, так что уплатив 70 - 80 рублей, покупатель получает машину, выплачивая остальную сумму в течение долгого срока.

Дешевая цена автомобиля зависит от постановки производства. На всех заводах Форда в каждую минуту рождается 8 готовых автомобилей, за день, в две смены - 8.000 шт., а в год - 2 1/2 млн. шт. Массовое производство фордовских автомобилей не сосредоточено где - нибудь в одном месте, а раскинуто не только по Америке, но и по Европе. Каждый завод, считаясь с наличием сырья, специализируется на выработке той или иной части для автомобиля, а потом эти отдельные части собираются в особых сборочных заводах - мастерских.

Процесс работы при сборке автомобилей таков: с одного конца завода пускается на специальных конвейерах начальный остов автомобиля, а в другом конце он уже выходит готовым. Рабочие, расположенные вдоль движущейся ленты конвейера, быстро исполняют свою работу. Один завинчивает гайку, второй на - девает колесо, и так до конца.

По такому принципу движения находящейся в работе вещи построено все фордовское производство. При этом достигается необычайная скорость работы.

Рассказывают, что американский президент Рузвельт при посещении фордовского завода, войдя в один из цехов, ка - дожил свою надпись на необработанном блоке двигателя, а при выходе с завода его ожидал уже новенький, с его надписью, автомобиль.

Но то, что было вчера, не должно повторяться сегодня, а то, что будет завтра, должно быть новым - такова приблизительно основная мысль Форда в вопросе постановки производства, поэтому все процессы непрестанно проверяются и изучаются в специальных лабораториях, и на основании этих наблюдений производство движется вперед. От хорошего к лучшему, от лучшего к самому лучшему - этот фордовский символ веры должны усвоить и наши новые автомобильные заводы.

Первые ласточки

У Крестьянской заставы с автобуса перескакиваю на № 16 трамвая. Кончается город, пробежали поля, за полями промелькнул нарядный рабочий городок Ленинской Слободки, а дальше дымятся трубы заводов «Динамо», «Парострой» и других, имени которых не знаю. Позади всех, у лесной рощи - «АМО». У каждого человека, у каждой вещи, а тем более у завода есть своя история. В дни мировой войны во всех странах в связи с требованиями фронта начался колоссальный рост автомобильной промышленности.

В довоенной России только Русско - балтийский завод в Риге занимался сборкой автомобилей из готовых, привезенных из - за границы частей. Так же, как и на Западе, у нас во время войны при помощи колоссальных государственных субсидий возникло несколько автомобильных заводов в Ярославле, Мытищах, Рыбинске, Нахичевани и в Москве. Во главе Московского автомобильного об - ва стоял известный миллионер Рябушинский и инженер Кузнецов. Сорвали «госстипендию» первоначально около 3 - х миллионов, да потом еще несколько десятков, всего на завод было затрачено около 100 миллионов, но ни один автомобиль не был выпущен, и завод остался недооборудованным. Часть оборудования, шедшая из Америки, погибла в океане, а часть застряла во Владивостоке.

В 1920 году завод был пущен в ход, хотя сначала занимался только ремонтом и только в 1924 г. приступил к выпуску новых автомобилей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люди в горах

Пешком по Кавказу