Есть во втором переделе еще одна проблема, решение которой при незначительных затратах может дать большую экономию средств и металла.
Позвольте привести такой пример. Самый распространенный металл – это обычная низкоуглеродистая сталь, которой мы выплавляем десятки миллионов тонн в год. Сталь эта имеет у нас в стране очень широкий разбег по фактическим механическим свойствам. Использование металла определяется его прочностью. Когда конструктор «просчитывает» свою машину, он закладывает в расчет и прочность металла: скажем, предел текучести – 28 килограммов на один квадратный миллиметр. И в зависимости от этого показателя высчитывается толщина или сечение того или иного узла. Но вот оказывается, что мы выпускаем десятки миллионов тонн стали, у которой разбег по пределу текучести, то есть по показателю ее прочности, находится в границах 23 – 40 килограммов на один квадратный миллиметр. Естественно, конструктор ведет свои расчеты по минимальному показателю – 23 килограмма. И, таким образом, весь запас прочности, который фактически имеется в стали, не используется. Получается, что металл добывали, варили, прокатывали, чтобы он лег мертвым грузом на какой-то детали, узле, машине.
Чтобы использовать металл полностью, нужно ввести совершенно новые градации прочности. И, сохранив одно и то же наименование стали, скажем, < Сталь-3», необходимо дифференцировать ее на группы в зависимости от предела текучести, допустим, 26 – 28 килограммов, 30 – 34, 34 и выше. Этим мы дадим конструктору возможность закладывать в свою машину профиль той толщины, который действительно необходим. Если такую дифференциацию по фактической прочности выпускаемой стали провести по всей стране, мы сразу высвободим колоссальное количество металла.
И для этого необходимо всего лишь, чтобы металлургические заводы поставляли сталь не по одной, а по двум-трем категориям прочности. Проведенные расчеты показывают, что это мероприятие даст огромную экономию.
– Для этого придется пересматривать соответствующие стандарты на металл...
– Конечно. Но дело стоит того. Я вообще считаю, что наши стандарты на продукцию черной металлургии существенно отстают от требований промышленности. Не хотел бы, чтобы мои слова воспринимались как упрек в чей-то адрес, просто хочу сказать, что такая проблема есть, и она довольно сложна, решать ее нужно всем нам сообща.
– Видимо, ее можно полностью отнести и к третьему переделу металла – прокатке?
– И к ней тоже.
– Любопытный парадокс: наша страна прочно удерживает первенство по выпуску металлорежущих станков, их парк растет из года в год, значит, растут и горы металлической стружки, в которую мы превращаем металл при обработке. Мы славим токарей-скоростников, мы превозносим силовое резание. А ведь оборотная сторона этого – все та же металлическая стружка. В год мы переводим на -нее около восьми миллионов тонн. Подсчитано, что на машиностроительных заводах страны 28 процентов проката черных металлов идет в отходы. Вы считаете, что и тут виной всему стандарты?
– Разумеется, не только они. Но их «вклад» в бесцельный перевод металла довольно весом. Сортамент проката нашей металлургии включает сотни видов и тысячи типоразмеров. Жизнь показывает, что этого мало. Чем разнообразнее прокат, тем легче потребителю подобрать необходимый для изготовления изделия профиль. Снизятся затраты на обработку, снизится расход самого металла. Ведь ныне иной токарь или фрезеровщик уподобляется скульптору. Кажется, Микеланджело говорил: «В каждой глыбе мрамора скрыта фигура прекрасной Афродиты, нужно только суметь извлечь ее оттуда, обрубив все лишнее». Так вот, у нас делают детали по этому же принципу: берут огромную заготовку и стачивают все «лишнее», порой вгоняя в стружку восемьдесят процентов металла.
И не всегда виновен потребитель. Ему, предположим, необходим пруток сечением тридцать миллиметров, а удалось «выбить» только в пятьдесят. Берет пятьдесят – все лишнее в отход. Нужен гнутый, легкий и прочный профиль, а вместо него предлагают тяжелый уголок – все равно приходится брать. А это лишний расход металла, лишний вес изготовленных машин, агрегатов, оборудования.
– Но простое увеличение сортамента проката, введение новых стандартов на него сами по себе, видимо, еще не смогут решить проблему. Ведь производственный план металлургических предприятий пока что «верстается» по тоннажу. Мелкие партии пусть даже сверхдефицитного проката им невыгодны. Переналадка прокатных станов требует много времени, сказывается на выпуске все тех же плановых «тонн».
– Значит, необходимо пересмотреть существующий ныне подход к планированию работы металлургических заводов. Видимо, следует экономически стимулировать их за выпуск мелких партий проката. Заказчик должен приплачивать за то, что ему изготовили особый профиль малого тоннажа. Все это в конечном счете окупится.
– Теперь, когда мы закончили с производством, можно перейти и к потреблению металла, где, наверное, тоже есть немалые резервы экономии?
– Говорить о потребителях еще рано. В металлургии существует еще и четвертый передел, так называемый адьюстаж, отделка металла. Чтобы полностью использовать потенциал свойств, которые имеются в легированной стали, ее необходимо подвергнуть термической обработке. Нужно развивать четвертый передел: доведенная до высшей кондиции сталь и надежнее служит, и требуется ее меньше.
– Теперь с производством закончено?
– Да. Но, прежде чем перейти к потреблению, мне хотелось бы остановиться на снабжении металлом. Эта сфера, по мнению наших видных ученых-экономистов, может дать значительную экономию его.
Существующая ныне в нашей стране система снабжения металлом возникла как бы в противовес ранее имевшейся системе снабжения через «Союзглавметалл». Тогда металл завозили на перевалочные базы, и потребитель получал то, что есть, а не то, что ему нужно.
Сейчас подняты на щит прямые связи: «потребитель – изготовитель». Прогресс очевиден. Но полностью удовлетворить эта система не может.
Представьте Магнитку, «Азовсталь», Кривой Рог
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.