ВСТУПЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО. За последнее десятилетие энергетический центр страны сдвинулся не только на восток, но и на север. Оттуда растекается по стране тепло, так нужное заводам, электростанциям, домнам... Тепло идет с севера.
Состоявшееся в декабре минувшего года в Тюмени выездное заседание бюро ЦК ВЛКСМ приняло комплексную программу участия комсомольских организаций по дальнейшему усилению шефства над развитием нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири.. Комсомольцами Свердловской области уже накоплен опыт шефства над заказами Тюмени. Выявились и проблемы. Как сделать помощь свердловчан тюменцам более эффективной? Об этом шел разговор во время беседы за «круглым столом», проведенной «Сменой» в Свердловском обкоме комсомола. В беседе приняли участие: первый секретарь Свердловского обкома комсомола В. Илюшин, первый секретарь Свердловского горкома комсомола А. Царегородцев, секретарь комитета комсомола «Уралмаша» Ю. Чеботарев, секретарь комитета комсомола Первоуральско-го трубного завода С. Кирсанов, слесарь «Уралмаша», член ЦК ВЛКСМ, делегат XVIII съезда ВЛКСМ М. Жданов, заместитель секретаря комитета комсомола завода «Уралхиммаш» С. Сафонов, председатель Свердловского областного совета молодых ученых В. Тимашев, секретарь комитета комсомола управления Свердловской железной дороги 3. Зверева.
В. ИЛЮШИН. На бюро ЦК ВЛКСМ в Тюмени обсуждался вопрос о развитии шефства комсомольских организаций нашей страны над освоением нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Комсомольцы нашей области хорошо понимают, что такое тюменские нефть и газ, поскольку эти энергетические средства у нас воплощаются в сотни тысяч тонн чугуна, стали, проката, в трубы, станки, машины. Надо сказать, что еще при обсуждении итогов ХУШ съезда ВЛКСМ комсомольцы области высказывали деловые предложения по оказанию помощи нефтяникам Западной Сибири. Я не буду здесь подробно останавливаться на том, как анализировались и обсуждались эти предложения, только напомню, что их итогом стало подписание договора о сотрудничестве комсомольских организаций Свердловской и Тюменской областей по освоению нефтяных и газовых месторождений. Тогда же мы разработали обширный план совместной работы до конца пятилетки. При заключении договора и мы и тюменцы планировали сотрудничество не просто на уровне областных организаций. Очень важна и прямая связь свердловских предприятий-изготовителей, ученых, комсомольских работников с нефтяниками. Поэтому после бюро ЦК ВЛКСМ мы начали еще более активно налаживать такие связи.
Мне во время поездки в Тюмень удалось побывать на нефтепромыслах, поговорить с рабочими; об этом я еще скажу позже. Пока замечу только, что приятно было слышать слова благодарности в адрес свердловчан, но были и критические высказывания. Причем речь шла не только о срывах сроков поставки оборудования, но и о качестве продукции. Поэтому, мне думается, сейчас нам стоит послушать представителей комсомольских организаций, уже заключивших свои договоры в областных рамках с тюменцами.
Ю. ЧЕБОТАРЕВ. В мае прошлого года комсомольско - молодежная бригада слесарей-сборщиков «Уралмаша», которой руководит Леонид Солдатов, выступила с предложением начать комсомольское шефство над заказами Тюмени и развернуть социалистическое соревнование между коллективами, изготовляющими оборудование для нефтяников.
Дело в том, что уникальная буровая установка для тюменцев проектируется и изготавливается на нашем заводе. Поэтому мы с полным основанием могли начать соревнование под девизом «От проекта до объекта – комсомольскую заботу!»
КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО. Тут стоит ненадолго прервать изложение выступления Ю. Чеботарева и сделать пояснения. Девиз «От проекта до объекта – комсомольскую заботу!» – несколько измененное название тоже рожденного в Свердловске движения «Пусковым стройкам пятилетки от проекта до готовой продукции – комсомольскую гарантию качества!». Около двух лет назад, когда достигло пика напряжение на строительстве универсально-балочного стана на Нижнетагильском металлургическом комбинате, а затем и на строительстве цеха Северского трубного завода, большая часть нареканий за низкое качество и срыв сроков адресовалась проектировщикам и ученым института «Уралгипромез». А поскольку это были ударные комсомольские стройки, то обком комсомола и областной совет молодых ученых приняли решение контролировать качество проектных разработок. На стройках были созданы комсомольские посты проектировщиков. Кроме контроля, в их обязанности входило еще и оперативное внесение необходимых или ранее непредвиденных поправок и изменений в проект. Такие же посты были вскоре созданы у строителей, монтажников и эксплуатационников.
Получилась цепочка, как бы прошедшая через все этапы работ. Заикнулась она совместным договором таких групп. Первый в области договор был подписан на строительстве Северского трубного завода. Вот тогда-то и родилось название этого движения.
Таким образом, шефство над тюменскими заказами для комсомольцев Свердловской области стало очередным этапом начатого ими движения. Под договором во время строительства Нижнетагильского универсально-балочного стана подписалось тридцать шесть его участников: проектировщики, строители, поставщики, монтажники, эксплуатационники. Они представляли 186 тысяч комсомольцев различных предприятий страны. Тогда один участник договора – комсомольская организация «Уралмаша» – сумел, выполняя заказы для стана, сэкономить почти двадцать тысяч рабочих дней, что ускорило пуск стана приблизительно на 4 дня. А ведь каждый день строительства стана обходился государству в 123 тысячи рублей.
Вот на чем основан расчет уралма-цювцев при организации шефства над заказами Тюмени.
Ю. ЧЕБОТАРЕВ. ...В ходе этого соревнования у нас были созданы комсомольские посты «Тюмень». Эти посты с первых же дней своей работы выяснили, что подчас самоотверженный труд уралмашевцев при изготовлении деталей и сборке узлов буровых установок является, я бы сказал, напрасным – мы экономим часы и даже минуты, а наша продукция приходит к нефтяникам с опозданием в недели, а то и в месяцы. Все усилия на нет сводила нерасторопность работников Свердловской железной дороги. И хотя с нас за это спроса вроде бы и нет, ведь мы своевременно и даже раньше срока все сделали и отгрузили, но не тревожить нас это не могло – ведь мы все заинтересованы именно в конечном результате.
В этом году мы должны изготовить 70 установок. Хотелось бы, чтобы они вовремя попали к заказчику. Поэтому мы заключили договор не только с комсомольцами «Главтюменьнефтегаза», но и с комсомольцами Свердловской железной дороги. Стоило бы заключить такие же договоры с комсомольцами Барнаула, откуда к нам часто с опозданием приходят дизели электростанций Сафоновского электромашино строительного завода, который срывает нам поставки электродвигателей. Без этих узлов мы не можем вести сборку.
М. ЖДАНОВ. Дополняя сказанное Юрой, могу сообщить, что наша бригада сборщиков из-за срыва поставок другими заводами уже послала тюменцам несколько машин с недокомплектом. Представляю, что они сказали в наш адрес. Да и мы поняли, что так дальше продолжаться не может. Решили недокомплектов не допускать. Ну и что? Вот уже пятый день бригада фактически не работает. Приходим, посидим свои семь рабочих часов – и по домам. Необходимо срочно заключить договоры с поставщиками. Но только нашего желания, как видно, мало. Ну и, конечно, я поддерживаю претензии нашего комсомольского секретаря к железнодорожникам.
3. ЗВЕРЕВА Я уверена, что подобные претензии нам могут предъявить и комсомольцы многих других предприятий, изготовляющих оборудование для тюменцев. Но дело в том, что я пока не могу ответить, где и почему происходят срывы графика, потому что являюсь секретарем комсомольской организации управления. То есть я секретарь только для тех комсомольцев, которые работают в управлении. Комсомольцы, работающие в депо, на станциях, в отделениях дороги, к нашему комитету комсомола отношения не имеют. Поэтому создать свои посты контроля за прохождением груза по всей линии мы не можем. Зато нашли вот какой выход. Я подписалась под договором и пошла к заместителю начальника управления дороги. Объяснила ситуацию. Он отнесся с пониманием и без колебаний поставил под договором и свою подпись. Так что теперь мы будем осуществлять контроль через него.
КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО. На Свердловской железной дороге работает 38 тысяч комсомольцев. Они распределены более чем по тремстам комсомольским организациям, каждая из которых подчиняется тому райкому комсомола, на территории которого находится. Пока не было нужды в объединении, такая разобщенность не сказывалась. Теперь же встал вопрос: как быть? Ведь уже почти 400 предприятий Свердловской области выполняют заказы Тюмени. А за три месяца прошлого года до сорока процентов опозданий в поставке оборудования происходило по вине железнодорожников. Иной раз происходят просто анекдотические случаи. Вот один из них. Буровая установка занимает много платформ. Загрузить сразу все не удается. Буровую отправляют частями. В пути из-за срывов графиков очередность платформ нарушается. И случается, что прибывают к нефтяникам вначале несколько вагонов средней части эшелона, неделю спустя – его хвостовая часть, а потом – пара головных вагонов. Затем снова часть из середины эшелона. Такая мешанина не позволяет своевременно начать монтаж буровой. А единой комсомольской организации, способной посодействовать в контроле за продвижением груза, нет.
Учитывая эту проблему, Свердловский обком комсомола решил создать по примеру «Главтюменьнефте-газа» совет секретарей комсомольских организаций железной дороги и избрать единого секретаря, в подчинение к которому в рамках совета перейдут все секретари первичных организаций железной дороги на территории области. Но ведь Свердловская железная дорога проходит по территории трех областей. Для более же широкого объединения обком полномочий не имеет. Поэтому необходим коренной пересмотр структуры комсомольской организации на Свердловской железной дороге.
С. КИРСАНОВ. Мы тоже у себя в Первоуральске выполняем заказы Тюмени. У нас даже выделен один цех, который прокатывает бурильные и компрессорные трубы только для Тюмени. Прошлый год оказался для цеха хорош тем, что не было перебоев в поставках металла. И мы смогли добиться такого положения, когда 99,7 процента насосно-компрессорных труб выходят высокого качества. Тут я должен сказать, что катать трубы для Тюмени мы стали не сразу, а после большой и основательной подготовки. По решению комитета комсомола был создан специальный отряд комсомольцев, который принял участие в реконструкции стана и печи, что позволило увеличить длину заготовки до трех метров. Если бы меня сейчас слушали буровики, они бы сразу поняли, насколько важна была работа отряда реконструкции. Ведь если увеличилась длина трубы, значит, уменьшилось количество стыков, а значит, и повысилась прочность трубы при бурении. Так что реконструкция велась именно с учетом особенностей тюменских разведок.
Жаль, что у нас нет прямых контактов с теми, кому мы поставляем трубы. А ведь тогда бы мы знали мнение о наших трубах и изменениях, которые внесли в их изготовление, от тех, кто с ними работает. Мы же даже не знаем, кому конкретно идет наша продукция. Знаем только, что «Главтюмень-нефтегазу».
B. ИЛЮШИН. Что касается прямых контактов, то мы предполагаем, что таковые установят Рефтинская ГРЭС с Сургутской. Есть такие контакты у Нижнетагильского металлургического комбината. Тагильчане знают, кому идет их металл и, тем более, рельсы. Так же, как и «Уралхиммаш». Но об этом подробнее может рассказать Сергей Сафонов.
C. САФОНОВ. Мы сейчас изготавливаем для Тюмени, а точнее, для ново стройки Тобольска, шаровые резервуары, в которых будут храниться нефтепродукты. Объем такого шара – шестьсот кубометров. Такие же резервуары готовим и для Нижневартовска, Комсомольцы нашего завода шефствовать над выполнением этих заказов начали после того, как в ноябре прошлого года к нам обратились комсомольцы Нижневартовска с просьбой проверить, почему задерживается выполнение заказа. Во время проверки оказалось, что из десяти резервуаров, заказанных на 1978 год, завод изготовил только... два. Причина – задержка поставок стали Орско-Халиловским металлургическим комбинатом. Мы связались с комитетом комсомола комбината, и нам недавно сообщили, что там создан пост контроля над выполнением нашего заказа. А их помощь нам в этом году будет очень нужна. Ведь мы должны сделать 20 резервуаров. Обещаем в этом году заказ выполнить в срок. А то ведь, действительно, как здесь уже говорили, критикуют нас. И критикуют справедливо – за промахи в работе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.