том, что мы много думали, в чем же, собственно,
должна заключаться наша шефская помощь селу.
Изготовлять плановую продукцию – это же не шефство, а прямая наша обязанность. В деревне как говорят? Не тот трактор, который стоит, а тот,
который бегает... А из-за каких-то обидных мелочей,
бывает, встают машины в самое горячее время.
Какими потерями это оборачивается, об этом рассказывать можно много. Вот из чего мы исходили, от чего пришли к плану наших мероприятий, – таким был
комментарий заместителя секретаря комитета комсомола ВТЗ Виктора Бородулина.
В марте моторный цех № 1 выпустил коленвалов меньше, чем должен был. План по запчастям был сорван. Выяснением причин немедленно занялся заводской комсомольский штаб по контролю за выпуском запасных частей. Прошлись по всей цепочке. Выяснилось, что не поступили вовремя заготовки для валов от обычно обязательного поставщика – Лозовского кузнечно-механического завода. Связались с руководством и комсомольцами завода. Вскоре литье и поковки стали поступать по графику.
Следует отметить, что подобные случаи не часты. На ВТЗ вообще сложилось серьезное, по-настоящему государственное отношение к выпуску запчастей. За их счет никогда не стараются выполнить план по двигателям и тракторам, не отправляют на сборку даже в самых напряженных ситуациях. Наоборот, в первую очередь стремятся выполнить план именно по запасным частям. И выполняется он обычно к 25-му числу каждого месяца, а то и раньше.
Недавно здесь родилась новая инициатива: создать задел запасных частей.
Есть все основания считать, что судьба ее будет столь же счастливой, как и судьба другой идеи, которая тоже нравилась всем. Заключалась она вот в чем: провести на заводе традиционную комсомольско-молодежную смену и изготовленные во время смены 30 сверхплановых комсомольских тракторов передать в учебно-производственные бригады сельских школ области. Именно в школы, а не в хозяйства, чтобы ребята Владимирщины изучали технику .в самом ее современном виде.
Готовились тогда к смене тщательно. Потому что целая смена в масштабах завода – дело серьезное. Комитет комсомола создал штаб. Штаб отработал планы. Из комсомольских организаций цехов и отделов поступили рапорты со списками будущих участников и принятыми ими обязательствами. Организовали пресс-центр. Он готовился давать самую свежую информацию о ходе работ, «молнии» с результатами должны были встречать участников у проходной.
Потом выяснилось, что выполнить задуманное не так просто. Завод своей продукцией не распоряжается, В том числе и сверхплановой. Она уже тоже была разнаряжена. Но отступать не хотели ни на заводе, ни в обкоме. Потому что верили: польза должна выйти большая, хотя и не сегодня ее надо ждать... Добиться разрешения на передачу тракторов сельским школам удалось только через ЦК ВЛКСМ и Госплан.
...На сборочной площадке экспериментального цеха стояли три новеньких трактора модели Т-ЗОА. Им предстояли ведомственные испытания. Сборщики последний раз осматривали машины, снова и снова прикидывали, какую проходимость им обеспечат более мощные, чем на Т-25А, тридцатисильные двигатели и ведущий передний мост...
На один из тракторов, не утерпев, забрался Володя Логосов, самый молодой из сборщиков. Вырулил из цеха, лихо покатил по двору...
Со смены Логосов шел с Перепекиным. Говорили, понятно, о тракторе – одно удовольствие на такой машине проехаться. Погосов вдруг нахмурился:
– А передача-то тяжеловато шла...
– Трансмиссия еще просто не разработана, – успокоил его Перепекин.
– Да я вот тоже думаю, что поэтому. А так машина, конечно...
Перепекин еще раз солидно согласился, что трактор действительно получился.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Иван Козловский, народный артист СССР