«Для нужд сельского хозяйства... будут еще введены в работы особые двигатели – так называемые тракторы... Употребление в дело этих сложных машин и извлечение из них большой для дела пользы требует больших знаний и опытности. Поэтому ЦК земледелия предполагает организовать месячные курсы для подготовки опытных машинистов».
Газета «Беднота», 10 октября 1918 г.
«I. Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности».
Из декрета Совета Народных Комиссаров
«О развитии сельскохозяйственного
машиностроения»
от 1 апреля 1921 года,
подписанного В. И. Лениным. «В 1924 году ленинградский завод «Красный путиловец» освоил серийное производство колесных тракторов «Фордзон-путиловец». Первые тракторы вышли из заводских ворот 1 мая 1924 года и приняли участие в праздничной демонстрации».
Из газет.
«В 1960 году Советский Союз по производству тракторов превзошел США и вышел на первое место в мире».
Из газет.
«В новой пятилетке необходимо завершить комплексную механизацию возделывания всех важнейших сельскохозяйственных культур и в максимальной степени повысить уровень механизации животноводства. В связи с этим предусмотреть значительное увеличение поставок сельскому хозяйству современных энергонасыщенных тракторов с полным набором навесных и прицепных машин и орудий...»
Из постановления
июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС
«О дальнейшем развитии
сельского хозяйства СССР»
Значение принятого решения не всегда исчерпывается только конкретным его содержанием, ожидаемыми результатами. Порой время, ситуация, в которых оно обдумывалось, было принято, говорят нам о большем.
Решение о строительстве тракторного завода во Владимире принималось партией и правительством в самые тяжкие годы войны. Когда в победу можно было только верить...
В июле 1944 года на ВТЗ были собраны первые пять тракторов «Универсал». Для них использовали поковку и литье, за которыми в 1943 году ездили на Кировский завод (бывший «Красный путиловец») в осажденный Ленинград. 24 апреля 1945 года, когда за победу еще сражались, было закончено строительство первой очереди завода, и с его главного конвейера сошел 500-й трактор. Первые «Универсалы» были своеобразной машиной – от «нормального» трактора они многим отличались. Ходовая часть, рама, топливный бак у них были тракторными – с машины, выпускавшейся до войны Кировским заводом, а трансмиссия – автомобильная с Горьковского автозавода. Зато и они, и более поздние «Универсалы», ставшие уже целиком тракторами, были надежны и некапризны, просты в управлении. Для молоденьких неопытных трактористов послевоенной деревни эти качества были незаменимы. Про «Универсал» говорили: если встанет – погрози ему палкой, и он опять пойдет.
Своими железными колесами с позвонками грунто-зацепов, очень походившими на согнутый хребет какого-то доисторического чудовища, «Универсалы» держались на земле стойко. В селе Порог Винницкой области один из них проработал 27 лет. Сейчас он установлен на пьедестал. И этот памятник владимирскому трактору не единственный...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть
Иван Козловский, народный артист СССР