Разноцветные планеты

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1325, август 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Маленький дом на тихой сочинской улице, стекающей к морю. Этот адрес хорошо известен не только любителям живописи, сюда приходят астрономы. физики, биологи, специалисты космической техники. А после того как картины Георгия Курнина побывали на выставках в Праге, Будапеште и в столицах других стран, когда их автор был удостоен первой премии на международном конкурсе «Мир завтрашнего дня», почта все чаще приносит сюда письма с иностранными штемпелями: творчество сочинского художника-фантаста оказалось близким самым разным людям.

Выпускник Ташкентского художественного училища Георгий Курнин много путешествовал и много писал. Пейзажи его были самыми земными.

Но вот тяжелая травма надолго приковала его к постели. И художник решительно раздвигает не только стены комнаты, но и границы Солнечной системы: возникают циклы картин, посвященные планетам голубого, желтого, зеленого, красного солнц. На полотнах Курнина в яростном кипении материи рождаются новые галактики и умирают старые звезды. И краски на этих картинах кричат, зовут, никого из зрителей не оставляя равнодушным. Не случайно летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виталий Севастьянов назвал полотна сочинского художника «космическими симфониями».

Георгий Иванович действительно вначале «слышит» будущую картину, а уже потом «переводит» родившиеся в нем звуки в цвета. Не так ли «пробовал» на слух цвета композитор Скрябин!

На полотнах Курнина не часто увидишь людей и уж совсем не встретишь космической техники. Для художника важно заглянуть в мир, который существует (или только предполагается) в далях Вселенной, понять его, показать. И все же этот фантастический мир, созданный воображением художника, правдив, а порой и реален.

Свою первую картину на космическую тему, «Пейзаж Луны», Георгий Курнин написал в начале пятидесятых годов. Много лет спустя фотографии, доставленные с нашего естественного спутника, доказали реальность этого пейзажа. Подобное совпадение не было случайным: художник тщательно изучает работы по астрономии и теории межпланетных полетов, космической биологии и ракетной технике. На одном из пейзажей Венеры мы видим медленно сползающую в ложбину реку расплавленного металла, зажатую в берега из раскаленных скал. Над этой удивительной рекой висят низкие плотные облака, сквозь которые пробивается огромное красное солнце. Вся картина выдержана в тревожных красно-оранжевых тонах. Реальность и этого пейзажа недавно подтвердили космические аппараты, изучавшие атмосферу и поверхность «утренней звезды».

В своем творчестве художник-фантаст устремляется не только в будущее. Он находит свои темы и в прошлом. По утверждениям исторических хроник, в 1504 году в созвездии Тельца засияла очень яркая звезда. Ее голубовато-зеленый блеск лишь немногим уступал свету полной луны. Как установили позднее ученые, эта звезда вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности. Изучив все материалы, относящиеся к этому редчайшему явлению во Вселенной, Курнин создает свое знаменитое полотно «Взрыв сверхновой звезды». На огромном полотне морской залив, из которого выступают причудливые очертания скал и фиордов. Все это залито призрачным голубым светом. Именно так, по отзывам специалистов, и могли увидеть взрыв сверхновой наши предки, люди, жившие почти тысячу лет назад. Фантастика Георгия Курнина реальна. И все же величие и красота космических пейзажей на полотнах художника – это не цветные снимки, доставленные на Землю из межзвездных путешествий, а яркие и самобытные произведения искусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Неспешная беседа слов

Беседа с Виктором Потаниным